Найти тему
InFocus

…НЕ ТЕРЯЙ ВРЕМЕНИ, ВЫБИРАЙ СЛОВА, НЕ УПУСКАЙ ВОЗМОЖНОСТЬ (КОНФУЦИЙ)

Наблюдения за событиями в Китае в связи с начавшемся   16 октября, в День Солнца,  ХХ съездом КПК (около 2000 тысяч делегатов из всех районов страны), который из-за намеченных решений  эксперты уже  называют историческим, наводят на серьезные размышления. Особенно с учетом острых противоречий в еще недавно казавшемся монолитом западном мире, где в оценке многих фундаментальных вопросов, способных повлиять на  будущий облик   ЕС, Великобритании  и США под давлением нарастающего системного кризиса  — как в сфере экономики, так и в политической сфере —   согласия не просматривается.

В зале заседаний 20 съезда КПК, Пекин, 16 октября
В зале заседаний 20 съезда КПК, Пекин, 16 октября

Лишь в фантазиях главы евродипломатии  Жозепа Борреля сегодня существует Европа —  «сад», нуждающийся в защите от остального мира,  «джунглей», которые могут туда вторгнуться. Заявление Бореля естественно вызвало волну возмущенных откликов, хотя на него стоит взглянуть пристальнее. Многие прославленные западные города и даже страны в целом уже давно представляют собой «джунгли», о которых нельзя без натяжки  говорить, что они являются «лучшей комбинацией политической свободы, экономической перспективы и социальной сплоченности». Нынешний правящий истеблишмент в Европе и Штатах, судя по известным результатам его деятельности,  вряд ли соответствует определению хорошие  «садовники», которые не только «ухаживают за садом, но и противостоят джунглям снаружи». Правда в том, что «джунгли» давно внутри и выражаются, скорее,  не в этнических или религиозных социальных конфликтах, а в убийственном хаосе в людских умах, потоках безответственных словес, в психологической дезориентации, в отсутствии видения перспектив развития.  Не только  личностного, но и общего. Некритичное подчинение финансовым элитам,  так называемому «европейскому» консенсусу,  который в значительной степени отделил «демократические ценности» от согласия управляемых, попирание традиций и национальных особенностей, превращение демократических процедур в технологию  —  вот курс «центристских» западных управленцев, демонстрирующий, по словам американского независимого эксперта, сотрудника Клермонтского университета  Дэниэла Дж. Махони, «открытое презрение к любому вызову абстрактным правилам, которые, как говорят, составляют европейскую демократию, даже если с ними не согласны европейские народы. Кроме того, европейские элиты с подозрением относятся к национальным рамкам, которые придают жизнь и содержание демократической политике. Они видят в этом только национализм, реакцию и даже безвкусный фашизм». Они стремятся к тому, что французский политолог,  академик Пьер Манан называет «чистой демократией, демократией бездемос, демократией  без нации, не национальной, а  постнациональной». И  эта постнациональная, управляемая их правилами демократия отличается бюрократической деспотичностью и презрением к традиционной или общепринятой морали.

Не то мы наблюдаем в Китае. Множество публикаций в китайских СМИ накануне съезда, включая международное китайское издание  «Global Tines» (на англ.), предваряя партийный конгресс, делали акцент даже не на успешной экономической составляющей развития страны, а она, несомненно,  впечатляет. Но на благополучии и социальной стабильности общества, подчеркивая: «КПК исходит от народа, работает для людей и полагается на людей. Все шаги, которые партия стремится предпринять, направлены на благополучие китайского народа и омоложение китайской нации. Эта первоначальная миссия проявляется в конкретных стратегиях и мерах, а также в практике каждого члена партии, и подтверждена великой практикой КПК. Связи между КПК и китайским народом подобны узам плоти и крови — они неразделимы». .

И далее  — самое главное в связи с процессами бифуркации в западных обществах: «Это принципиально отличается по своей природе от относительно свободных политических партий в западных странах, которые больше похожи на группы интересов, сформированные вокруг выборов. Также очень важно, чтобы мир понял это, поскольку это объясняет, что, хотя Китай намного сильнее, чем раньше, он всегда придерживался стиля умеренной и доброй страны».

Китайское спутниковое телевидение открывает доступ к информации в отдаленных деревнях Уганды, Фото: Синьхуа
Китайское спутниковое телевидение открывает доступ к информации в отдаленных деревнях Уганды, Фото: Синьхуа

В одном из материалов «Global Tines» не упустили шанс и на ироническую перекличку со скандальным  заявлением Жозепа Бореля: «В сегодняшней быстро меняющейся международной ситуации значение КПК как опоры китайского народа становится еще более заметным. С момента создания КПК китайской нации не нужно было блуждать по опасным джунглям современной цивилизации». И ведь реально опасным, ведущим ко многим жертвам и трагическим последствиям. Вспомним из недавнего события в Ливии, «цветные революции» в разных точках мира, конфликт на Украине… В Гонконге Китай не допустил подобного, несмотря на жесткую ответную  реакцию западных либеральных элит.

В Национальном музее Китая
В Национальном музее Китая

Жизнь  «не исправить» социальными катаклизмами, только стремлением к совершенству во всем, в системе управления, в работе на земле и заводах, в овладении новыми знаниями, в культуре  — вот, что проходит лейтмотивом  в китайской прессе. И при этом, по замыслу китайских властей,  национальный съезд КПК должен отправить своеобразное послание внешнему миру, открыть  окно для более глубокого понимания страны в новую эпоху. По словам генерального секретаря Коммунистической партии Китая  Си Цзиньпина: «чтобы понять современный Китай, нужно научиться понимать КПК». Не идеализируя, но без предвзятости, наконец, увидеть, что политическая зрелость Китая и КПК, опора на исторический опыт  обеспечивают не только гармоничное функционирование более чем миллиардного по населению государства, но и являются  стабилизирующей  силой в нынешнем охваченном повсеместным хаосом мире.  Что устойчивое развитие Китая служит улучшению благосостояния его народа и одновременно привносит в мир новую энергию созидания. 100 миллионов населения, выведенного из-за черты бедности за последние годы  – это ли не достижение, не показатель эффективности управления?

«Мир ожидает, что Китай, ответственная крупная держава, обладающая силой и мудростью, предложит решения проблем, беспокоящих земной шар. Китай не будет доминировать в мировом порядке, как гегемон, но он может внести определенность и стабильность, чтобы сбалансировать ущерб, причиненный хаосом и турбулентностью во всем мире, потому что Китай приближается к центру международной арены», — накануне съезда  сказал Чжан Шухуа, директор Института политических наук Китайской академии социальных наук.

Однако никуда не уйти от факта, что так называемый «цивилизованный мир» в лице США и ЕС в отношении Китая, впрочем, как и России, опирается  лишь на «презумпцию виновности». Чему свидетельство, в частности, новый отчет о национальной безопасности США, подвергшийся справедливой критике в редакционной статье Global Times  (14 октября). Целиком построенный на пропагандистских шаблонах времен «холодной войны», отчет отличается отсутствием креативности в оценках происходящих событий. «Из отчета мы не увидели, что США глубоко задумались о первопричине конфликта на Украине, не говоря уже о том, чтобы извлечь какие-либо уроки, — пишут в Global Times.    — …Но что еще более серьезно, США удвоили градус (негатива) времен «холодной войны» в своих отношениях с Китаем». Положение о «конкуренции с Китаем пронизывает каждую главу [отчета]», рассматривая эту страну, как  «самый насущный стратегический вызов… отчет также не избежал хвастовства так называемыми достижениями военных альянсов, таких как НАТО и AUKU».

И, наконец, главное, прозвучавшее, как приговор: «С момента окончания «холодной войны» прошел 31 год, но политические элиты в Вашингтоне все еще не научились сосуществовать с другими странами по-новому. Они не смогли или отказались принять и приспособиться к фундаментальным изменениям времени. Им все еще нужно устанавливать свои собственные координаты и прокладывать свой путь, создавая «воображаемых врагов», как будто они даже не знают, как двигаться вперед без этого  «воображаемого врага».

Думаю, исчерпывающая характеристика международной политики Америки. В то время, когда Китай, что следует из документов, предложенных съезду, сосредоточен на собственном развитии и взаимовыгодном сотрудничестве с международным сообществом. У них совершенно разные идеи развития, одна из которых полна враждебности, а другая  — прагматического дружелюбия; одна повсюду ищет врагов, а другая стремится завести друзей. Какой путь окажется плодотворнее,  ответит история.

На площади Тяньаньмэнь, украшенной к национальному празднику, Пекин
На площади Тяньаньмэнь, украшенной к национальному празднику, Пекин

Когда последовали первые отклики в СМИ на открывшийся съезд КПК, стало ясно, что на Западе, во всяком случае,  в ведущем информационном Агентстве  АР не смогли преодолеть стереотипов милитаризма прошлых лет. Первое, на что обращается внимание и на чем делается акцент: « Китайский лидер Си Цзиньпин в воскресенье (в своем докладе) призвал к ускорению военного развития и объявил об отсутствии изменений в политике, которая обострила отношения с Вашингтоном и ужесточила контроль правящей Коммунистической партии над обществом и экономикой». Далее – традиционное желание глобалистов как-нибудь качнуть неудобный режим:  о «желательном» ограничении полномочий Си Цзинпина» и, разумеется, «об угрозах Тайваню»… При этом ни слова о стержневом посыле выступления китайского лидера: о второй «столетней цели,  поставленной КПК на ее 18-м национальном съезде и дополнительно определенной на 19-м  в октябре 2017 года, направленной на «превращение Китая в великую современную социалистическую страну, процветающую, сильную, демократическую, культурно развитую, гармоничную и красивую к середине 21-го века». А главное – о намеченных планах и действиях власти, чтобы достичь заявленных целей.  Они далеко не ординарны, тем более в обстановке  новых политических и

экономических вызовов. Здесь и последствия эпидемии Ковид, и напряженность вокруг украинско-российского конфликта, и мировая рецессия, и энергетический кризис, обусловленный политикой санкций, которые нанесли огромный ущерб  международной торговой системе и глобальным цепочкам поставок…

Выделим здесь основные, на наш взгляд,  вехи в выступлении Си Цзиньпина на ХХ съезде КПК:

* Партия продолжит стремление сократить разрыв в уровне благосостояния «Мы будем совершенствовать систему распределения доходов», — заявил Си.

* Самодостаточность — ключевая цель партии, при этом Си назвал сектор высоких технологий  «главной движущей силой» развития.

* Си заявил, что КПК одерживает сокрушительную победу над коррупцией, но предупредил: «Мы должны продолжать трубить и никогда не отдыхать».

* О Тайване:  «Колеса истории катятся к воссоединению», которое «без сомнения, может быть осуществлено».

*  Развитие экономики, расширяющее рамки мировых цивилизаций,  по-прежнему является главным приоритетом Китая.

Рабочий занят на производственной линии новых энергетических транспортных средств (NEVs) на заводе китайского автопроизводителя Chery Holding Group Co., Ltd. в городе Уху, провинция Аньхой в восточном Китае, 12 октября 2022 года. Фото: Синьхуа
Рабочий занят на производственной линии новых энергетических транспортных средств (NEVs) на заводе китайского автопроизводителя Chery Holding Group Co., Ltd. в городе Уху, провинция Аньхой в восточном Китае, 12 октября 2022 года. Фото: Синьхуа

Съезд будет продолжать работу неделю. И при всех нюансах в его течении  — ясно одно: источник силы Китая, достигшего огромного экономического роста и научно-технического прогресса, успешно осуществившего военную модернизацию, а также реформу системы управления за короткие по историческим меркам сроки – в четко осознаваемой ответственности его  руководства перед людьми и государством. Все происшедшие там перемены требовали не только огромных усилий и  знаний, но мудрости и мужества ставить амбициозные цели. Фактор наличия сильного основного руководства всегда был ключевым преимуществом партии, которое помогло ей преодолеть серьезные проблемы, такие как завершение Долгого марша в 1930-х годах и победа в войне, чтобы противостоять агрессии США и помочь Корее в 1950-х годах. По мнению аналитиков, это также ключевая сила, позволившая КПК  реализовать исторические задачи, такие как создание Китайской Народной Республики в 1949 году, а также начало реформ и «открытости»  в 1978-ом.

Посетитель у статуй предыдущих поколений революционеров на месте Первого Национального съезда КПК в Шанхае. Фото: Ян Хуэй / GT
Посетитель у статуй предыдущих поколений революционеров на месте Первого Национального съезда КПК в Шанхае. Фото: Ян Хуэй / GT

В новую эпоху и на новом пути в мире, где происходят глубокие перемены, невиданные за столетие, такой богатый опыт и традиции, несомненно, будут унаследованы в политической,  экономической и культурной практике страны.  Тем более под вдохновляющим девизом «сотрудничество важнее конкуренции». Китай необходимо услышать!

Роман Коломойцев

Читайте больше материалов на нашем сайте