Найти тему
Лекторий СПВ

«Веснадцатьфест»: фестиваль, о котором город не может забыть

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

Каков же главный критерий успешности фестиваля? Количество людей? Или квадратных метров площадки? Или людей, приехавших на него из других городов? Очевидно, что главное – это когда фестиваль формально завершился, но не закончился, так как живет в душах и теплых воспоминаниях людей о нем. Более 300 человек посетило 10-часовой праздник Стефании Даниловой.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

«Веснадцатьфест» был приурочен ко дню рождения популярной поэтессы Стефании Даниловой. Обычно она играет в этот день сольный концерт, а вот на одиннадцатом году творческой карьеры решила устроить праздник дивных искусств.

«Она прекрасный поэт и скульптор жизни, мнет и лепит из реальности что захочет: фестивали, гранты, поэтические школы, тусовки из непримиримо противоположных авторов», — характеризует виновницу торжества учёная-культуролог Александра Леонидовна Баркова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

За десять лет в литературном процессе Стефания Данилова зарекомендовала себя как знаковый поэт и опытный, пусть и молодой, деятель культуры. По данным СМИ, Данилова входит в ТОП-5 самых популярных поэтесс России. Кроме своего творчества, девушка активно занимается развитием современной литературы. Организует поэтические фестивали, пишет для «толстых» журналов «Аврора», «Север», «Перископ», порталов «Года Литературы» и «Печорин.нет», обладатель ряда престижных литературных премий и Молодёжной Премии Правительства Санкт-Петербурга в номинации «Общественная деятельность».

Здесь каждый находит своих. Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Здесь каждый находит своих. Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

Переместимся на фестиваль и представим, что мы находимся там прямо сейчас. Обычно днём трудно собрать полный зал, но обе площадки – ярмарка-холл и сценическое пространство - людны всё время. Чтобы порадовать именинницу, гости являются в одежде ее любимого синего цвета, а кто-то даже покрасил волосы в этот цвет.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

Стоит ли говорить, что каждый первый несет с собой подарок, а каждый второй – букет синих цветов? К концу мероприятия цветов будет так много, что их придется увозить на минивэне.

«Ты всех любишь - вне зависимости от встречного отношения. Ты босиком входишь в террариум к какой-нибудь очередной барракуде, тебе не цветы нужно дарить, а «Инструкцию по технике безопасности при обращении с ядовитыми людьми». Но ты всё равно не прочтёшь». (Денис Семенов)
Ярмарка на фестивале. Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Ярмарка на фестивале. Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

Кроме сценического действия для зрителей заготовлена ярмарка. Уютная чайная «Синяя каракатица» - завсегдатай ролевых мероприятий под руководством Валентины «Сеотвэйн» Мустаярви. Чай, само собой, синий (никаких красителей, просто тибетские цветы анчан), а вприкуску синие блины, которые с удовольствием пробуют гости фестиваля. На пианино расположилась мастер Наталья Никоненко, у ее авторских кукол поразительно добрые глаза-бусинки. А ещё она делает ключницы на тему моря, собирая материал для них из того, что выбрасывают на берег волны, и получается волшебство. Плеяду волшебных торговцев завершает девушка, на чьем бейджике написано «Полынный ветер»: она специализируется на мерче с цитатами из известных ролевых песен. Каково же было удивление хедлайнера фестиваля Мартиэль, когда, присматривая себе кожаный браслет со строчкой, она обнаружила там собственную цитату!

«Сложно было разрываться между двумя залами, но так хотелось и ярмарку посмотреть, и пообщаться, и в мастер-классах поучаствовать, и, конечно же, застать все, что происходит на сцене...» (Мартиэль)

Отдельного внимания заслуживают мастер-классы. Это отличная активность для интровертов: согласитесь, слушать самую лучшую поэзию и музыку 10 часов подряд даже с тремя антрактами проблематично. Но на помощь спешит мастер кумихимо с интересным ником Элиасенна. Кумихимо – это затейливое искусство плетения японских шнурков-косичек. К Элиасенне нет отбоя от учеников, она терпеливо объясняет и показывает, и на выходе получаются замечательные творения хэндмэйд.

«А отзывы про намертво затянувшее кумихимо я получаю до сих пор!» (Мастер Элиасенна)

А вот Мария «Милош» Семенихина учит вязать крючком из проволоки. Так можно связать цепочку, весьма похожую на настоящую кованую. Готовые изделия можно подарить друзьям. Мы заметили такое украшение на поэтессе Резной Свирели: оказывается, его ей подарила сама Данилова, которая тоже была ученицей Милоша.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

А что это за светящийся стол? А это Саша Нефертити, одна из выступающих поэтесс, погружает гостей в увлекательный мир рисования песком. Конечно же, синим.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

У этого стола постоянно толпятся улыбающиеся художники, и получаются горы, моря, разные создания из мифов и легенд, а то и целые комиксы.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

К слову, о художниках: Кира Мартынова рисовала весь фестиваль желающих за добровольную оплату. Фотографы есть на любых мероприятиях, и получить свой портрет «живьём» - не менее драгоценный сувенир. А еще была и барахолка вещей самой поэтессы, сторонницы осознанного потребления. Ее расхватали практически всю. Быть может, в надежде, что одежда заряжена на вдохновение?

«Хочу поблагодарить Стефанию за замечательный день и за вещи, которые я забрала с барахолки. Юбка отлично подойдёт к костюму на ближайшую игру, а пиджак можно надеть и на работу и, например, в театр. Как говорится: и в пир, и в мир, и в добрые люди» (Ольга Копылова)

На выступающих синие бейджи на красивых сине-серебристых шнурках. Публике раскрывают секрет: они сделаны из недорогой шторы. Так получилось гораздо красивее, чем купить шнурки в обычном канцелярском магазине.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

А бейджи и афиши рисовала сама Стефания, с любовью.

«У каждого бейджик принадлежности к свету . К синему свету, который сегодня отражается всеми гранями, аквамариново, течет песком по рисункам, струится буквами, плывет корабликом по синей реке поэзии. И это все она – Стэф. Она во всех в нас, улыбкой, взглядом, она несет радость - ведь скандалы, как кандалы, сковывают, она шепчет, что теперь скандалов не будет... как и не будет кандалов, будет свобода». (Наталья Мазур)

Обещали авторскую кухню. И в самом деле: стоит огромный фуршетный стол, а на нем фирменный салат и блюда от поэтессы (она особо попросила отметить, что с готовкой на 100 с лишним гостей ей помогал Владимир Якунин!). А шоколадки появляются, исчезают, потом опять откуда-то появляются. Мистика, да и только.

Синее угощение. Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Синее угощение. Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

Но вернёмся к главной составляющей фестиваля – сценической.

Как там говорилось, выступающие из непримиримо разных творческих групп? Разных – точно. Многие руководят собственными литературных сообществами. Стиль, подача, содержание, форма, тематики: одно не напоминает другое даже близко. От юных дебютантов до звезд сетевой поэзии, от «журнальных» поэтов до фолк-музыкантов. Всё причудливо переплетается на сцене фестиваля.

Журнал «Аврора» на Веснадцатьфест. Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Журнал «Аврора» на Веснадцатьфест. Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

Открывает его поэтесса под псевдонимом Декабрь. Её поэзия погружает в собственное прошлое, когда тебе 17, и всё невыразимо печально, но непростительно возможно. Далее у микрофона Ксения Время. Стефания, объявляя каждого выступающего, делится не их регалиями и публикациями, а собственной историей творческой дружбы с ним. Атмосфера свободна от пафоса и позёрства. Праздник есть праздник. Да и к чему знать, сколько премий выиграл поэт N, если куда важнее его заразительный смех и искренняя улыбка? Или то, что с ним можно обняться – просто подойти и обнять, да?

«Я даже не представляла, что крутые питерские поэты могут быть такими солнечными и открытыми! Увидела и услышала вживую тех, кем давно восхищаюсь, преодолела стеснение и подарила свою книгу на память» (Наталья Шишкина)

«Веснадцатьфест» не стал соревнованием по прыжкам в высоту, он вообще не был соревнованием. Здесь отдыхала душа в мягких синих тонах и лучших петербургских произведениях. Ксения выбирает читать стихи Стефании, чему именинница заметно удивлена.

Далее гостей ждёт дебют 17-летней поэтессы из Сестрорецка Мэри Дарк. Эта хрупкая девушка, ещё совсем девочка, покоряет всех своими взвешенными, академическими, в чём-то пушкинскими строками.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

Затем на сцену с гитарой выходит Ольга Кострова, и зал наполняется мелодичным фолком о «Кукле-смерти» и более радостных вещах. Приглашен и известный петербургский поэт, руководитель литературного клуба «ОПАЛ» Сергей Заботин, которого вы могли слышать на известных всем «Книжных аллеях». Он исполняет акростих по имени и фамилии виновницы торжества. Его уверенная, громкая, чёткая подача не оставляет равнодушным ни одного зрителя.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

«Отдельное спасибо Сереже Заботину за выступление. Ты сегодня был как воскресший Есенин - влюблял в себя с первого слова. Красивый, вдохновлённый, недосягаемый!» (Анна Ошарина)

Поэтесса Анна Ошарина возвращается на сцену после четырехлетнего перерыва, за который успела родить прекрасную дочь. Ее оглушительные концовки заряжают зал верой в лучшее. А вот и петербургский культурный деятель Марина Рудникова, глава младолитературного сообщества «Лит&Уют». О, как она держит зал! А когда на сцену выходит Сергей Адамский, видно, что на него пришли специально. Этот мягкий, но властный человек владеет самой математикой поэзии. Ни одного лишнего слова, даже интонационного пробела. Он знает, о чем говорит. Трикс запоминается людям культовой строчкой: «Я сегодня колдун и маг, я сказала, что будет так – значит, будет так».

А легенды в представлениях не нуждаются: сам Петр Малаховский, написавший не одну вещь для знаменитой Светланы Сургановой, известный не только сотрудничеством с ней. Он самобытен и прекрасен, и со Стефанией его связывает десятилетняя дружба и совместный альбом «Окно».

Данилова признается, что, не зная сольфеджио, рисует Петру музыку словами, и ему удается воспроизвести на синтезаторе любое ее пожелание. На фестивале много людей из других городов, есть даже специальная гостья из Москвы – Ника Батхен.

Ника Батхен с читательницей. Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Ника Батхен с читательницей. Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

Эта персона давно известна в литературных кругах: она с легкостью берет всевозможные поэтические конкурсы, потому что умеет писать стихи, вдохновляясь всем на свете. Данилова рассказывает об их прогулке на Удельную, где они заключили пари, что напишут о блошином рынке стихи, и Ника управилась за чашку эспрессо.

А следующая поэтесса незрячая с рождения, но видит больше многих: Мария Елисеева, с которой Стефания вместе училась на филфаке СПбГУ. Ее пронзительная мелодекламация превращает зал как минимум в филармонию, и ничего не остается, кроме света, слова и красоты. Поэт под ником Карыч, который является и соведущим фестиваля, поражает публику своей отточенной, резкой подачей, это такая рок-поэзия. Ой, а где следующий поэт? Ее выступление начинается роликом на проекторе. А она сама, как истинный волшебник и перформансист, появляется вовремя. В футболке с надписью «More poetry is needed» Ольга Аринушкина, глава культурных проектов Библиотеки роста и карьеры, припечатывает зал неоспоримой логикой своих стихов и так же таинственно исчезает, уступая место Калерии Соколовой. Выясняется, что Калерия ходила в литстудию Стефании, когда той было всего 17 лет, но Данилова отмечает, что это ей есть чему учиться у Соколовой. Нас ждут максимально классические стихи, от которых хочется немедля создать собственные. Или купить книгу. Кому-то это удается, а имениннице везет больше всех – ей такую дарят. Впрочем, не просто так – рецензентом книги Калерии является именно Стэф.

«У меня появились новые друзья, именно друзья, т.к. читая стихи друг другу в перерыве мы осознали, что на одной волне» (Лана Кройц)

Дальше на сцене снова Москва, известный ролевой менестрель Александр «Сэро» Коньков, уводящий в миры драконов, принцесс и бродячих сказок.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

Девушки из зала одна за другой срываются танцевать на сцену, когда играет песня «Танцуй со мной». Они танцуют втроем, и это потрясающе красиво.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

Следующая девушка у нас тоже музыкант, зовут ее Лиловика. Воздушная, зефирная, эфемерная, неотмирная, кукольная, но живейшая.

После антракта идёт кинопоказ из клипов Стефании Даниловой. Вот «Забери меня море», снятое на великолепных локациях арт-кластера «Таврида», вот «Вчетвером» - о Вере, Надежде, Любви и одном простом человеке, вселяющее надежду десяткам тысяч его зрителей, вот архивный ролик празднования дня рождения сольным концертом в знаменитой «Эрарте». С ума сойти, как давно это было – 7 лет назад. «Как молоды мы были, как верили в себя», так и напрашивается на ум эта золотая строчка, но молодость есть, и вера в себя на месте. С такой благодарной аудиторией просто невозможно, чтобы было иначе.

После кинопоказа выступает Евгения Удальцова, настоящая современная шаманка. А следующий автор известен любому культурному петербуржцу: это главный редактор журнала «Аврора» Кира Анатольевна Грозная, в последний год все больше раскрывающаяся публике как поэт. В честь такого праздника третий номер «Авроры» с прозой Стефании Даниловой из книги «Атлас памяти» дарят всем желающим, они же бурно фотографируются с Кирой. Казалось бы, на каком еще событии чинный представитель «журнального» мира может уступить сцену звезде ролевого менестрельского движения? На «Веснадцатьфест» это становится возможным. Сама Данилова не является частью ни одной тусовки, но ей рады в десятках тусовок. Этот открытый, энергичный и жизнерадостный человек легко располагает к себе.

«Виновница торжества Стефания какая-то мифическая и близкая, окутала нас своим вниманием, магией, добром, теплотой и благодарностью. Как только всё успевала! Мне тоже досталось... и ещё брошечка от тебя, «окошко в яркий мир» .
Ты даришь свет!!!
Пусть о тебе услышат огромное количество людей! И пусть будет больше замечательных таких мероприятий, а книги расходятся огромными тиражами!» (Наталья Никоненко)

Но это только как организатор, как поэт она еще не заняла место у микрофона на собственном фестивале. На сцене Мартиэль. Ее песни поют у костров и в горах, она желанный гость на любом мероприятии, где речь идет об иной реальности. При этом, даже не любящему фэнтези человеку будет близко «Тысяча лет оков», потому что песня рушит любые границы в наших головах. Особенно, спетая с талантом Мартиэль.

Тем временем, Саша Нефертити перестает быть автором мастер-класса по рисованию синим песком и выходит на сцену, покорять зал мелодекламацией. А после нее выступает Ульяна Ангелевская, звонкая, бесконечно печальная, как будто только что прилетевшая из песен Вертинского, и зал превращается в кафешантан или кабаре.

Зал меняется при каждом исполнителе, эффект хамелеона в действии. И зрители перемещаются из одного авторского мира в другой, находя в каждом новую частичку себя. Автор, который займет сцену после Ульяны, специально прилетел из Самары на «Веснадцатьфест»: это Наталья «Резная Свирель» Захарцева, любимая поэтесса Стефании Даниловой. Видно, что между девушками крепкая литературная дружба: они читают посвящения друг другу, про Наташу-травницу и про королеву сурков (сурок – тотемное животное Стефании – прим.ред). Это общение истинно книжное и настолько светлое, что светятся глаза каждого, и уличные фонари заглядывают в зал, чтобы прикоснуться к прекрасному. Сказка для Свирели – это основа, базис. Она может взять абсолютно любую тему и написать об этом сказку. Тем и знаменита. Она про добро и волшебство во всем, и даже обладатель самого черствого сердца, услышав ее, невольно становится лучше.

«Стефания, на фестивале я услышала от других, что ты маяк, к которому слетаются талантливые души» (Мария Гунер)

И, наконец, на сцене виновница торжества – сама Стефания Данилова. Поэтесса читает новые стихи, а Малаховский аккомпанирует ей на синтезаторе экспромтом, и у них так ловко получается, как будто репетировали не один раз. От энергетики оваций можно прикуривать.

Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.
Фото предоставлено Стефанией Даниловой. Автор Маргарита Михайлова.

К сожалению, все прекрасные моменты когда-нибудь заканчиваются. На закрытии фестиваля играет лучший друг Стефании – Антон «Чарословъ» Пинчуков, его песни наполнены глубоким философским смыслом, и есть мнение, что «Огненная птица» неспроста играет на ее дне рождения:
«Огненная птица, с тобой так просто напролом, ты знаешь, как сделать так, чтоб каждый был спасен, как сделать так, чтоб каждый был».

Каждый не просто был или существовал на этом празднике. Он жил или оживал. Ох, и непросто было Студии Дмитрия Агапова вести десятичасовую трансляцию, но им это удалось. И, судя по количеству восторженных, теплых, добрых, счастливых отзывов, продолжающих появляться в Сети по хештегу #веснадцатьфест, фестиваль и не думает заканчиваться.

По просьбе Стефании, мы публикуем имена двух человек, на которых держалось всё закулисье «Веснадцатьфеста»: Александр Коньков и Алексей Шестаков. Как оргкомитету из трех человек удалось вывезти десятичасовой фестиваль с посещаемостью выше трёх сотен, мы не знаем. Пусть это останется загадкой, которую разгадают новые зрители мероприятий Стефании Даниловой. Поэтов в наше время действительно много. Но важно, развивая свой бренд, не быть эгоистом, не забывать о других. О тех, кто рядом. С кем можно творить искусство вместе. Звездой всегда легче быть в созвездии. Тогда свет будет ярче в десятки и сотни раз. И у «Веснадцатьфест» это более чем получилось.

«А здесь случилось невероятное - ты приходишь и все свои. Тебе не надо никуда прятаться, делать вид, что ты какой-то другой. Ты просто тот, кто ты есть, и от этого светиться становится легче.
И я светилась.
Как ёлка» (Ксения Время)