Жаркие споры среди российских автомобилистов вызвало новое предложение страховщиков использовать для ремонта машин детали по ОСАГО, уже бывшие в употреблении. Предполагается, что это сократит сроки ремонта и решит проблему с дефицитом комплектующих. Но вот самим автомобилистам, кажется, эта идея не по душе. Аргументы за и против - в сюжете корреспондента РЕН ТВ Игоря Балдина.
Дефицит запчастей для автомобилей
Облупившаяся краска, вместо литых дисков – штампованные, а клипсы заменили саморезами. Все потому, объясняют в автосервисе, что запчасти на исходе. В таком случае приходится ставить то, что есть на складе.
"Вместо нормальных клипс они мне поставили саморез. Мастер-приемщик менял воздушный фильтр и случайно коснулся до пластиковой детали. Она литая целая, ее каким-то образом сломали. Пришлось делать своими силами", - объясняет автоинструктор Александр Сидоров.
С января некоторые запчасти подорожали вдвое. Логистика усложнилась - их везут через среднюю Азию "параллельным импортом". Стекла, кузовные детали и расходники – масляные и топливные фильтры – сейчас в дефиците.
"Острый дефицит наблюдается в стеклах, элементах интерьера, элементах безопасности, с крупными узлами-агрегатами, которые не так популярны в поставках – это те же, например, элементы двигателя, элементы рулевого управления", - объясняет директор департамента урегулирования убытков страховой компании Иван Попов.
Два предложения страховщиков
Нужные запчасти идут в Россию сложными маршрутами, иногда месяцами. Ситуация осложняется тем, что многие из них не поставляют даже по параллельному импорту.
Как ни крути, в новой реальности страховка уже не покрывает всех расходов – если, конечно, автовладелец хочет получить исходное качество. Поэтому приходится либо довольствоваться запчастями классом ниже, либо вкладываться в ремонт самому.
Чтобы решить эту проблему, страховщики обращаются в Центробанк: они предлагают, во-первых, продлить срок ремонта с месяца до двух. Во-вторых, прозвучало предложение, которое вызвало больше всего дискуссий. Использовать б/у - старые запчасти.
"Мы уже давно предлагаем рассмотреть возможность применения в рамках ремонтов по ОСАГО на правах страховщика запасных частей, которые были в употреблении. Мы не говорим про поголовно все запасные части, мы говорим только про те, которые ни в коем случае не приведут к нарушениям в техники безопасности и в управлении транспортным средством", - добавляет начальник управления методологии урегулирования убытков в Российском союзе автостраховщиков Екатерина Гринева.
Проблемы с "бэушными" запчастями
Откуда будут брать эти бэушные запчасти - пока большой вопрос.
"Это фактически узаконить угон автомобилей - откуда будет столько бэушных запчастей, если автомобилей новых продается мало? А на разборке появляются либо машины очень старые, которые эксплуатировать уже невозможно, либо это машины битые", - считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
Как ни крути, любая инициатива здесь разбивается о железную реальность – нужно либо наладить импорт, либо собственное производство. Это требует времени, а пока приходится действовать по ситуации.