(1893(?)-1943)
Живописец, крупнейший мастер «Парижской школы».
Есть художники, чьи имена не на слуху на фоне более популярных, а потом видишь случайно на выставке их работы, и от восторга дыхание сковывает.
Таким стал для меня, родившийся в Белорусской губернии в семье очень бедного еврейского портного(?), 10-м из 11 детей, Хаим Сутин. Художник, ставший в последующем одним из самых мощных мастеров 20 века.
Мое первое знакомство с его полотнами произошло в Петербурге. На выставке «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» в 2018 году.
Что же за вторая фамилия, подумала я, а уже через 20 минут позабыла, что тут ещё и Модильяни выставлен. Именно в тот год меня больше сразил Сутин.
Внешне Сутин был некрасив: сутулый, с короткой шеей, втянутой в плечи, с крупными чертами лица и тяжёлой челюстью, как у деревянной скульптуры, высеченной топором доисторического мастера. Копна жёстких, тёмных волос, постриженных по-крестьянски в кружок, скрывала низкий лоб и большие оттопыренные уши…Но более всего поражали его небольшие, изящные и слабые, как у ребёнка, кисти рук. Казалось невероятным, что эти руки могут писать такие мощные полотна.
Во время жизни на юге Франции Сутин невероятно много трудился, и за 4 года, уже в 1922 году привёз в Париж около 200 написанных работ. И каких работ!
И прежде, чем я опишу эмоции от картины, мне бы очень хотелось сказать пару слов о том, как я понимаю живопись в той точке, которой нахожусь сейчас.
За время учебы в архитектурном институте и общения с моим учителем Станиславом Доляновским у меня сформировались определённые представления о живописи.
К сожалению, меня никогда не цепляли ни фантазийные иллюстрации, ни психоделические зарисовки, ни стимпанк культура письма, ни черти или черви. Я очень уважаю любую живопись, любые подходы, восхищаюсь мастерству художников, но черпать в этом вдохновение мне не дано. Я просто смотрю и иду дальше.
Для живописи мне всегда нужна натура, ничего не могу поделать с этим. Считаю, что природа идеальна и совершенна. Я никогда не смогу выдумать из головы те миллионы оттенков, сочетаний, контрастов, бликов, которые могу наблюдать глазом. Как закручивается осенний листик с миллионом оттенков, какие орнаменты на платье девушки, как лицо матери тронули морщины, как невероятно седина отдаёт синевой, тёплой и холодной одновременно. Как церковь утопает в долине, а козочки пасутся недалеко от утят. Мой мозг может рождать все эти образы, но без опоры на реальную натуру я не могу это изобразить. Натура — ощущение — холст. Я вытирала слёзы в музее Ван Гога, пока мои друзья не видели, потому что это рождает эмоцию — осмысление художником натуры и проявление эмоций, что подтолкнули к ее написанию.
Мне нравятся и абстракционисты, и художники, которые работают только с цветом. Очень разные. И постепенно буду писать и о них. Но сейчас о Хаиме Сутине, который писал исключительно с натуры.
В его работах много красного, поговаривают, что это его любимый цвет, который он называл цветом своего безумия.
Будучи настолько бедным и принося домой снедь, в голодных страданиях он сначала писал ее, а только потом съедал.
Сочная краска на его холстах кричит, она просто мучает болью зрителя. Будто тот яркий, скоротечный конец всего живого.
Технически в этой работе меня восхищает все: яркость написания туши, как держится центр композиции, контраст красного и синего, как в целом туша разобрана. Цепляет ощущение страха даже, которое пронизывает, когда смотришь на картину.
Амадео Модильяни, когда был уже при смерти сказал, что ему не страшно уходить, ведь здесь остаётся гений живописи — Хаим Сутин.