В детском возрасте наше подсознание формирует шаблоны и модели поведения, которые потом путешествуют с нами всю жизнь.
Как формируются и развиваются эти программы.
Пренатальный период (когда ребенок в утробе матери) + до 3 лет : формирование ключевых страхов, отношение к миру.
Подробно этот этап жизненного цикла описан в предыдущей статье “Детские программы. Часть 1.”
3-10 лет. Формирование Эго, самооценка, идентификация себя как личность.
На этом этапе ребенок начинает осознавать себя как обособленная личность. Он начинает “сепарироваться” от матери. Этот один из важнейших этапов при формировании самооценки.
И здесь интересным моментом является то, что самооценка формируется не столько сравнением себя с другими, сколько возможностью реализовывать свои желания.
На этом этапе желания ребенка проявляются естественным образом, они еще не ограничены социальными правилами и ограничениями. У ребенка есть просто его “хочу” и результат этого самого “хочу”.
Когда желание реализуется и ребенок получает свое “хочу”, то формируется подсознательное понимание, что “я могу получить все то, что хочу”. Формируется внутренняя уверенность в себе - один из компонентов самооценки.
На этом этапе ребенок перебирает механизмы достижения своих желаний. Тестирует границы своих родителей и окружения. Пробует варианты давления, манипуляции, уговоров, плача, выпрашивания, требований итд. Таким образом, формируются варианты шаблонов поведения. Те шаблоны, которые привели к достижению цели, закрепляются в подсознании и становятся ведущими в более сознательной жизни.
Здесь может возникнуть вопрос, как “правильно” вести себя родителям с ребенком, чтобы сформировать “правильные” шаблоны поведения и высокую внутреннюю самооценку. Как найти баланс между “избаловать” и “сформировать самооценку”.
Ответ очень прост. Как бы родители не “пытались” сформировать “правильную” модель поведения, они будут реагировать на действия ребенка исходя из своих подсознательных шаблонов поведения. Ребенок на данном этапе считывает шаблоны поведения невербально. И “ощущает” / “чувствует” какая линия поведения дает наилучший результат.
Важным результатом вышесказанного является то, что родители по сути просто передают все свои подсознательные шаблоны поведения ребенку.
Вот почему ключом является работа с подсознательными шаблонами родителей, а не детей.
Здесь задачей гипнотерапевта становится именно работа с родителями. С их самооценкой, их границами, шаблонами решения конфликтов, шаблонами достижения целей.
Одним из самых ярких примеров с которым приходится здесь сталкиваться следующий. Родитель все свои нереализованные мечты/ желания/ стремления перекладывает на ребенка. И мечтает, чтобы ребенок стал “лучше”, чем родитель, “вырос более сильным”, итд. При этом продолжая невербально транслировать именно свою модель поведения.
При этом часто происходит закладка внутреннего конфликта у ребенка, когда он на словах слышит, например, что нужно быть целеустремленным и добиваться своих целей / желаний, но видит как родитель отказывается от своих желаний / целеустремлений.
Здесь обычно родитель говорит, что я то отказываюсь , потому что … и огромный перечень причин. От того, что “все ради семьи”, “уже не тот возраст”, “обстоятельства не позволяют” до простого “это невозможно”.
Здесь важно понять, что эти убеждения и есть те внутренние конфликты, которые не были решены в свое время. И именно эти внутренние конфликты транслируются ребенку.
Когда в ходе сеанса гипнотерапии родитель меняет свои внутренние шаблоны, установки именно на подсознательном уровне, тогда и ребенку невербально транслируются гармоничные модели поведения. И, как результат, гармоничная самооценка.
Здесь проявляется уникальная особенность гипнотерапии. Она позволяет изменить подсознательное поведение. И родителю больше нет необходимости “стараться” вести себя “правильно”. Ребенку просто транслируются гармоничные установки и шаблоны поведения.