Помните туалеты в поездах, которые работали по принципу гравитации и слива прямо на шпалы? Все меняется и совсем скоро по обещаниям РЖД таких санузлов в российских поездах не будет. Какие современные технологии приходят на смену и как устроены санузлы в зарубежных поездах? Рассказываем самое главное и интересное!
Читайте и другие публикации на нашем канале!
Россия — от царских поездов до наших дней
Первая пассажирская железная дорога в России появилась в 1837 году, она соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом. Пассажирские вагоны преимущественно покупались за границей и переделывались под российские условия эксплуатации: ставили дополнительные окна и добавляли теплоизоляцию на вагоны. Ни туалетов, ни умывальников в вагонах не было. Первые российские вагоны стали выпускать в 1846 году, а туалеты в них появились с 1863 года.
До тех пор пассажирам приходилось обходиться удобствами на станциях, дорога на чугунке (как тогда называли поезда) занимала 20 часов.
Отдельного внимания заслуживает императорский поезд. В спальном вагоне, который называли Опочивальней была собственная миниатюрная котельная, ванная комната и два санузла.
Уборные были и в других вагонах императорского поезда, кроме кухонного. Уже тогда в поездах появилась конструкция туалета, которая не менялась более сотни лет. Ничего экстраординарного не было даже в царских туалетах.
Стандартный туалет, которым оснащались поезда времен СССР (и раньше) был максимально прост по конструкции — обычный (пусть и железный) унитаз с заслонкой в нижней части. С помощью специальной педали заслонка открывалась, а все содержимое падало под действием силы тяжести и слива воды на рельсы. Просто, но негигиенично и очень неудобно — во время стоянки и на многих перегонах пользоваться санузлом было нельзя. Кроме того, вода в такой конструкции расходовалась неэкономно.
Прогресс начался лет 10-15 назад, когда в российских поездах стали появляться вакуумные и биотуалеты. В планах полная замена вагонов и отказ от вагонов с гравитационными туалетами к 2025 года. Задача была не такой и простой — приходилось заменить не только унитаз, а модернизировать вагоны, добавив накопительные баки, предусмотреть оборудование для откачки отходов на станциях.
Особенности технологий:
- Биотуалет — в этом случае предусмотрено применение в накопителях специальных средств (торф, бактерии, реактивы). Избыток жидкости после фильтрации удаляется, а твердые отходы разлагаются на безопасные биовещества, которые могут быть использованы для удобрения.
- Вакуумный туалет — появился в мире около 30 лет назад. В нем предусмотрен электродвигатель, который всасывает все вместе с воздухом в накопительный бак. Преимуществ у такой системы больше: вакуум защищает от неприятных запахов, снижает расходы воды и уменьшает количество отходов.
Санузлы в поездах за рубежом
Интересно, какие решения есть за рубежом, и какие из них мы можем позаимствовать в отечественное вагоностроение? Читайте дальше!
Интересно! Туалетный казус произошел с немецкой подводной лодкой U-1206 в апреле 1945 года. Из-за ошибки персонала в управлении сложным (по тем временам) и высокотехнологичным туалетом лодке пришлось всплыть. Сточные воды попали не за борт, а внутрь корабля в отсек с батареями, что привело к образованию ядовитых паров хлора. Всплыв, лодка была атакована британским патрулем и затонула.
Европа — ключевые особенности путешествий здесь — важны комфорт и экономия. А еще здесь не те расстояния, чтобы ждать от поездов каких-то новшеств. Основная тенденция сделать не просто туалет размерами метр на метра, а комфортную комнату. В ней может быть предусмотрен пеленальный столик и даже детский горшок.
Туалет в поездах в Норвегии
Азия — здесь встречаются крайности: в одних странах можно попасть на вагон с дырой в полу санузла вместе унитаза, в других (прежде всего это Япония) — туалеты могут служить примером будущих технологий.
Интересно! Машинистам скоростных поездов в Японии запрещено покидать свои места, даже если они чувствуют себя плохо. Недавно в стране возник скандал, когда стало известно, что машинист отлучился в туалет в поезде, который двигался со скоростью 160 км/ч. Бедняге пришлось публично извиняться, хотя все прошло благополучно, а риска для безопасности и не было - поезда оборудованы системами автоматизации, которые могут отреагировать и без вмешательства машиниста.
Интересно, что в японских поездах есть вагоны для мужчин и мужские туалеты — компактная кабина с писсуаром. А вот полноценные санузлы:
Тут огромные туалеты, которые удобны и для любых пассажиров и даже с детьми. Внутри и поручни, и тревожные кнопки, и откидывающийся пеленальный столик, и даже кресло для ребенка, которого не с кем оставить в вагоне.
Туалеты будущего
Если попытаться представить санузел в обозримом будущем с учетом современных тенденций, то скорее всего в нем будет:
- увеличен размер помещения в 1,5-2 раза по сравнению с современными уборными;
- предусмотрен душ независимо от класса вагона;
- пеленальный столик, горшок и другие приспособления для детей;
- сушилки для рук, автоматические дозаторы для мыла и другие приспособления для удобства пассажиров;
- сенсорные кнопки для гигиены.
А как вы представляете санузлы поездов будущего?
В каталоге STOUT нет продукции для санузлов в транспорте, но качественными и недорогими товарами для инженерных систем отопления и водоснабжения обеспечим. Загляните в наш каталог, если планируете ремонт!
Другие публикации на нашем канале: