Либерализм, в смысле системы ценностей конкретного человека, возможно, как-то связан со структурой психики этого человека. Ну, или, если проще — с его психологическими, не побоюсь этого слова, проблемами.
Личные структуры конфликтуют со структурами общественным, как это выглядит— читайте далее.
Данная статья отражает хотя и аргументированное, но субъективное мнение автора.
Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.
Рубрики
#инфотехнологии_eg
#сценарий_eg
«Отцы и дети»
Протестные настроения либералов — это часто выглядит как проявление травмированного подросткового сознания. Точнее: как проблемы с родительскими фигурами. Отношения в семье, издержки полученного воспитания, в широком смысле. Детские психотравмы, которые сформировали некие особенности восприятия* реальности.
*Психотравмы всегда влияют на восприятие. См. Подборка статей о психотравме
Либерализм — это словно бы компенсация нарушений структуры личности.
Грубо говоря, вот было у человека тяжелое детство, мама его не любила— он вырос, стал либералом, нашёл компенсаторный этот механизм, чтобы не так страдать от отсутствия маминой любви. Получает поддержку от единомышленников (людей с похожими психотравмами, например). Страдать — не страдает. А «мама» его так и не полюбила. Не оценила Родина. Не признала и не прославила посредственные его успехи, недостаточно похвалила. Мало покормила, мало дала пряников и денег. Подчёркиваю: не «обделила», а именно «мало дала», недостаточно. В дефиците ресурс любви и признания.
И когда эта «нелюбовь» ощущается особенно сильно и страшно, «взрослой» компенсации от либерального сообщества начинает не хватать.
Из-за искажений в результате психотравм, когда внешняя (социальная, политическая) ситуация «крепчает», у либерально настроенного человека может не оказаться базовых психических личностных опор, чтобы сохранять эмоциональную и психологическую устойчивость, да ещё и в формате гуманистических ценностей.
Поэтому в диалогах главным аргументом становится переход на личности, сплетни, компромат, всевозможные подставы или откровенное враньё.
Поэтому «скрывает крышу» эмоциями.
Поэтому, ещё недавно такой цивилизованный интеллигентный человек вдруг начинает использовать в речи исключительно обсценную лексику, словно бы других способов донесения смысла у него нет.
Поэтому выливаются ушаты оскорблений на всех и вся, от кассирши из ближайшего супермаркета за георгиевскую ленточку на ее одежде, до глобальненкого: народа, страны, истории, культуры. Не говоря о персоналиях во главе государств.
Вся эта детская психотравма вылезает наружу. Человек ведёт себя не как цивилизованный взрослый, а как ребёнок:
ты бяка, я с тобой не дружу, в мой горшок не писай
Идентичность
У современного человека может быть множество социальных ролей и идентичностей: родитель, коллега, эксперт, друг, супруг/а…
Есть реальные идентичности, а есть идеальные (или воображаемые).
Мое субъективное впечатление от общения с либерально настроенными людьми: они себя воображают какими-то взломщиками системы, реально при этом пользуясь по-максимуму бонусами от этой системы.
Тут какой-то внутриличностный конфликт. Конфликт между реальной и воображаемой идентичностями.
Человек может иметь некий идеальный образ себя: панк или брутальный рокер (часто либералы предпочитают определённый жанр музыки). Но вся жизнь этого человека, все его поступки — это жизнь и поступки экономного бюргера или хорошо адаптированного обывателя, мажора, наследника номенклатурных традиций, а никакого не «панка».
Никакого там реального «рокерского» протеста нет и в помине. Наоборот, есть прекрасная адаптация к системе— к гарантиям от госслужбы, например, или к прочим государственным благам.
Все, что либералу остается — это на словах оскорблять вскормившую его систему и ключевые фигуры этой системы. И верить, что его сердце требует перемен. Все желаемые «перемены» в итоге сводятся к переживаниям насчёт наличия или отсутствия трёхсот сортов колбасы в супермаркете и к чванливому межеванию «нам не повезло с народом».
Впрочем, не стоит недооценивать слова и «игру на дудочке». У адаптированного к системе либерала обычно есть хорошая такая «трибуна», с которой он вещает на аудиторию. Как правило, это финансируемые из госбюджета проекты, контракты, гранты или просто должность в образовательном госучреждении.
Все эти слова , вовремя и уместно сказанные — настоящий яд, вирус, информационная бомба замедленного, но ядерного действия на десятилетия вперёд. Ведь говорится это все на молодежную аудиторию.
Синхрония и связь
Культура и история страны влияет на сознание, коллективное и индивидуальное. Если человек «встроен» в эту культуру-историю, считает себя ее неотъемлемой частью в ткани мироздания — происходит некая «сонастройка», синхрония личного и коллективного.
Какой бы уникальной эта личность ни была, некая связь «маленького человека» с глобальным, великим, масштабным — или ощущается, или нет.
Вот, такое впечатление, что у либералов отсутствует психическая связь с пространством рождения. Я не использую термин «место рождения», использую «пространство», в самом широком смысле: информационное пространство, пространственно-временной континуум.
Либералы— словно сиротки, неродные дети у суровой мачехи-государства, не «врастают корнями» в эту культурно-историческую «почву», не «приживаются», несмотря на обилие «удобрений» ради их роста. А может, как раз благодаря.
Адаптируются, но не приживаются.
Поэтому весь этот космополитизм и «гражданство мира», стремление эмигрировать и злобная тоска «из-за бугра» о том, как все плохо в стране, откуда они уехали.
Когда слаба связь личного и коллективного, слабые «корни» — случается либерализм, наверное.
Добавлю ещё про
Характерные маркеры
Для получения и трансляции сигналов «свой-чужой» и социальные существа (не только люди, кстати), используют модели поведения. У людей, кроме поведения, есть ещё язык одежды, сленг.
Некие стандартные «маячки», которые в большинстве случаев (не всегда) четко обозначают систему ценностей человека. Помогают идентифицировать, узнавать своих. Хотя бывает, что это просто маскировка.
Но либералы действительно имеют какие-то свои, весьма характерные, предпочтения в досуге и работе, в манерах даже.
Отдельная история про селфхарм в виде татуировок и нейминга в виде использования уменьшительно-ласкательных имен взрослыми людьми из либеральной тусовки: Митя, Маша, Тема и т.д.
Словно эти дети не вырастают никогда. И в невозможности выражения своей агрессии адресно, они ставят на своём собственном теле метки о своей боли от агрессии извне. Боли реальной или воображаемой, словно лимон.
Впрочем,
большинство людей не придерживается радикальных взглядов в чем бы то ни было. Иначе вообще невозможно было бы общаться с теми, чьё мировоззрение отличается. А так — остаются шансы понять друг друга и, возможно, даже договориться.
Но это не точно.
Как думаете, могут ли договориться либералы и консерваторы? Особенно, если и те, и другие — россияне?
Ваш реалистичный психолог
Информация о консультациях автора канала
Перевод на поддержку канала и на кофе автору
Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.