Эльдар Рязанов был парень хитрый. Для сьемок фильма любил искать выгодные поводы. Так было с новогодней "Иронией судьбы", так, в 1962, было и с "Гусарской балладой".
В Союзе планировалось широко отметить юбилей Бородинской битвы. Очевидно, что фильму к этому событию приготовят "зеленую улицу". По этой причине и была Рязановым выбрана пьеса "Давным -давно" ученика Мейерхольда Александра Гладкова.
Но в Министерстве культуры не понравилась идея комедии, а на студии то, что роль фельдмаршала Кутузова планруется комик Игорь Ильинский.
В то время киностудия имела право "забить" на мнение минкульта и фильм был запущен в производство. Сложнее было с Ильинском. Он не хотел сниматься в эпизодах, а "Мосфильм", как вы уже поняли, не горел его видеть в этой роли.
Рязанов и пишет:"Я принялся вести двойную игру.... Ильинского я обманывал, говоря, что вся студия только и мечтает увидеть его в роли Кутузова. На студии же я уверял, что активно ищу актера..... и выражал лицемерное сожаление, что подходящий кандидат еще не найден".
Хитрость удалась. Она состояла в том, что при тающем снеге Рязанов снял проезд Кутузова ( Ильинского) перед войсками. Снег стаял и переснимать не представлялось возможным. Номер, что называется, вышел.
Копия отснятого фильма ушла в Минкультуры, а оттуда дошли слухи, что... не понравилась. Хитрец Рязанов, прослышав, что на киностудию приехала сама министр Культуры Екатерина А. Фурцева, побежал в приемную директора "Мосфильма", дабы попасться на глаза Е. А. и узнать в чем проблема.
На глаза он попался и министр выдала ему - главная и единственная проблема - это Ильинский в роли Кутузова. Переснимайте сцены с другом актером! Неважно, что на дворе август. Кино на то и кино, что может все! Последнее утверждение логично, не правда ли?
Подмога пришла с неожиданной стороны. Дело в том, что уже в то время была традиция "предпоказа" журналистам. Новые картины показывались редакциям центральных газет.
"Гусарскую балладу запросили "Известия" под руководством зятя Хрущева Алексея Аджубея. Но на просмотр он пришел не один, а со своим сыном - мальчиком лет 7-8. На вступительных титрах внук Хрущева закатил истерику:
- не хочу смотреть! Не буду! Мне не нравится это! Крик был на весь зал. Папа встал и вышел вместе с сыном, а Эльдар Рязанов был ошеломлён и раздавлен.
Но на его счастье Аджубей-старший вернулся в кинозал. На экране как раз шли кадры когда Шурочка Азарова ( Глубкина) как раз отправилась воевать.
После просмотра Рязанов произнес легкий спич, но был не в ударе. С Аджубеем его не познакомили. С грустным настроением режиссер уехал домой.
Спустя неделю, в приложении к "Известиям", газете "Неделя" (простите за тавтологию), вышла хвалебная рецензия на "Балладу". И что интересно, половину материала журналист Лордкипанидзе посвятила именно удачной работе Игоря Ильинского. С газетой , пусть и приложением, зятя главы Государства, минкульт спорить не стал и спустя неделю на кинотеатре "Россия" появилась огромная афиша кинофильма. А "Россия" на Пушкинской пл., чтоб понимал читатель, - это главный кинотеатр страны. Премьера случилась 7 сентября, в день 150-летия Бородинской битвы. Зал будет полон фотокорреспондентами и киношниками. Вот он успех по воле случая.
Пройдет лет 20 и Рязанов с Роланом Быковым вступят в бой за сеансы в прайм-тайм этого кинотеатра.У Эльдара будет "Жестокий романс" , а у Быкова "Чучело". Для того чтобы выбить рязановскую мелодраму именно из сеансов в 18.30 -20.00 Быков дозвонится полуживому Андропову. Такая была пробивная сила у Ролана. Но, это другая история.
А Аджубей, между прочим, спас второй фильм. Первым, если помните, была "Баллада о солдате" Георгия Чухрая.