Найти тему
Игорь Орлов

Святой Иосиф Волоцкий о нечестивых правителях

Оглавление
Преподобный Иосиф Волоцкий
Преподобный Иосиф Волоцкий

Многие люди, делающие вывод о православии на основании современной церкви в стране говорят:

«Ратует православие за власть, правителя и государство. Как те повернут, так и церковь им вторит. Всегда оправдание найдут любым действиям правителей».

Признаться, и у меня возникло такое ощущение. Но я удосужился покопаться: так ли должно быть? Не местное ли это искажение, современное?

Что удалось открыть?

Ратование за царя в православии.

Да, православие, то самое, «золотое» (4-8 века от Рождества Христова), истинное, средневековое, ратовало за царя.

И сейчас были бы рады царю. Об этом говорили все современные старцы и святые. Сетовал старец Кирилл (Павлов) монахине Феофилакте, что не дан нам царь, потому что долго жили безбожно (Воспоминание о старце Кирилле (Павлова) его духовными чадами).

Старец Кирилл (Павлов)
Старец Кирилл (Павлов)

Что подразумевается под «царем» в православном понимании?

Это образованный и умный аристократ, а не самозванец. Это боголюбец в поступках своих, а не лицемер. Это властитель, который сам следует православной норме нравственной жизни, духу Христовому, и людей на это вдохновляет своим примером.

О таких царях святые молились денно и нощно. Но они понимали, что это редкое счастье в истории – такой царь. Чаще иное.

Царское развращение.

Слабы люди и власть развращает их нещадно. О том можно почитать у святителя Иоанна Златоуста, святого Ефрема Сирина и многих других подвижников благочестия.

Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст

Чаще, святые наблюдали в реальности дурных царей, деспотов и самодуров, безбожников. И молились за то, чтобы придурь царя, его безбожие не убило, не уничтожило страну, людей ни духовно, ни физически, никак.

Они знали, какая это тяжкая греховная самоубийственная и убийственная болезнь в правителях - властолюбие и троноприкипание. То, что такой царь погибнет и сгинет в ад – им было доподлинно известно от Бога и открыто Им. О другом плакали молитвенными слезами святые: как сильно может повредить дьяволов царь людям своей страны, как покалечить их! Скольких может погубить!

Вот о чем молились святые подвижники: чтобы Бог оберег царя от безумия страстей, порождаемых властью и многодозволенностью.

Святой Иосиф Волоцкий о нечестивых правителях.

Преп. Иосиф Волоцкий
Преп. Иосиф Волоцкий

В своей книге «Просветитель», святой Иосиф, еще в 15 веке, заметил и описал тот вред, который причиняет стране и людям худой правитель.

«Если какой царь властвует над людьми – пишет святой Иосиф – и над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель».

Какие сильные, точные слова! Какая смелость в их высказывании! Какой Дух Божий в святом Иосифе!

Святой Иосиф Волоцкий использует и более сильные описания, с опорой на Евангелие. Он называет царя, живущего и поступающего безбожно – лисицей, а не царем.

«Пойдите – говорит в Евангелии Христос – скажите этой лисице» (Лк.13.32)

Пророк говорит: «Царь надменный погибнет, потому что пути его темны».

В Ветхом Завете есть история, когда три отрока не покорились повелению царя Навуходоносора. Они не только не исполнили его безбожное повеление, но и сказали ему, что он «враг беззаконный, ненавистный отступник и злейший царь на земле» (Книга пророка Даниила, 3:32).

Царь Навуходоносор, пророк Даниил и три отрока. Бог оберег их от расправы Навуходоносора
Царь Навуходоносор, пророк Даниил и три отрока. Бог оберег их от расправы Навуходоносора

Преподобный Иосиф не только приводит примеры из Евангелия, Библии и истории, но говорит, что настоящему христианину от Бога дан дар разумения: где царь Божий, а где безбожник, мучитель. И если царь безбожник (пусть он и настроит тысячи церквей и будет прилюдно говорить о Боге и лицемерно прилюдно молиться), то нельзя исполнять его повелений. Пусть он даже будет угрожать мучениями или смертью.

Святой Иосиф Волоцкий не допускает здесь никаких компромиссов. Безбожный царь – горе страны и народа. Понимание святого соответствует пониманию настоящей христианской традиции православия: царь – первым должен быть Божьим в своих делах и поступках.

(по мотивам книги преп. Иосифа Волоцкого «Просветитель»)

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.