Многие люди, делающие вывод о православии на основании современной церкви в стране говорят:
«Ратует православие за власть, правителя и государство. Как те повернут, так и церковь им вторит. Всегда оправдание найдут любым действиям правителей».
Признаться, и у меня возникло такое ощущение. Но я удосужился покопаться: так ли должно быть? Не местное ли это искажение, современное?
Что удалось открыть?
Ратование за царя в православии.
Да, православие, то самое, «золотое» (4-8 века от Рождества Христова), истинное, средневековое, ратовало за царя.
И сейчас были бы рады царю. Об этом говорили все современные старцы и святые. Сетовал старец Кирилл (Павлов) монахине Феофилакте, что не дан нам царь, потому что долго жили безбожно (Воспоминание о старце Кирилле (Павлова) его духовными чадами).
Что подразумевается под «царем» в православном понимании?
Это образованный и умный аристократ, а не самозванец. Это боголюбец в поступках своих, а не лицемер. Это властитель, который сам следует православной норме нравственной жизни, духу Христовому, и людей на это вдохновляет своим примером.
О таких царях святые молились денно и нощно. Но они понимали, что это редкое счастье в истории – такой царь. Чаще иное.
Царское развращение.
Слабы люди и власть развращает их нещадно. О том можно почитать у святителя Иоанна Златоуста, святого Ефрема Сирина и многих других подвижников благочестия.
Чаще, святые наблюдали в реальности дурных царей, деспотов и самодуров, безбожников. И молились за то, чтобы придурь царя, его безбожие не убило, не уничтожило страну, людей ни духовно, ни физически, никак.
Они знали, какая это тяжкая греховная самоубийственная и убийственная болезнь в правителях - властолюбие и троноприкипание. То, что такой царь погибнет и сгинет в ад – им было доподлинно известно от Бога и открыто Им. О другом плакали молитвенными слезами святые: как сильно может повредить дьяволов царь людям своей страны, как покалечить их! Скольких может погубить!
Вот о чем молились святые подвижники: чтобы Бог оберег царя от безумия страстей, порождаемых властью и многодозволенностью.
Святой Иосиф Волоцкий о нечестивых правителях.
В своей книге «Просветитель», святой Иосиф, еще в 15 веке, заметил и описал тот вред, который причиняет стране и людям худой правитель.
«Если какой царь властвует над людьми – пишет святой Иосиф – и над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель».
Какие сильные, точные слова! Какая смелость в их высказывании! Какой Дух Божий в святом Иосифе!
Святой Иосиф Волоцкий использует и более сильные описания, с опорой на Евангелие. Он называет царя, живущего и поступающего безбожно – лисицей, а не царем.
«Пойдите – говорит в Евангелии Христос – скажите этой лисице» (Лк.13.32)
Пророк говорит: «Царь надменный погибнет, потому что пути его темны».
В Ветхом Завете есть история, когда три отрока не покорились повелению царя Навуходоносора. Они не только не исполнили его безбожное повеление, но и сказали ему, что он «враг беззаконный, ненавистный отступник и злейший царь на земле» (Книга пророка Даниила, 3:32).
Преподобный Иосиф не только приводит примеры из Евангелия, Библии и истории, но говорит, что настоящему христианину от Бога дан дар разумения: где царь Божий, а где безбожник, мучитель. И если царь безбожник (пусть он и настроит тысячи церквей и будет прилюдно говорить о Боге и лицемерно прилюдно молиться), то нельзя исполнять его повелений. Пусть он даже будет угрожать мучениями или смертью.
Святой Иосиф Волоцкий не допускает здесь никаких компромиссов. Безбожный царь – горе страны и народа. Понимание святого соответствует пониманию настоящей христианской традиции православия: царь – первым должен быть Божьим в своих делах и поступках.
(по мотивам книги преп. Иосифа Волоцкого «Просветитель»)