Найти тему

От флагов до семафоров: как раньше регулировали движение поездов

На первых отечественных железных дорогах для регулирования движения хватало только паровозного свистка. Со временем, когда поездов становилось всё больше, потребовались дополнительные инструменты для извещения о происходящем на железной дороге.

Рассказываем об основных вехах развития сигнализации XIX века!

Первые оптические телеграфы появились в 1840-х годах на дороге от Петербурга до Павловска. Они передавали с поездов три разных сигнала. Были хороши в ясную погоду, но если опускался туман, пользоваться ими становилось сложно. Их заменили на электро-магнетические телеграфы, и к 1856 году стали устанавливать повсеместно.

Флаги были не слишком современным, но действенным решением. Машинисты, обер-кондукторы, кондукторы и дорожная стража подавали свои особые сигналы. В дневное время кондуктор мог выставить сбоку вагона красный флаг — это означало, что составу необходима остановка. А если тот же флаг демонстрировался с крыши, то его следовало расшифровывать как положительный ответ на просьбу о приведении в действие ручных тормозов. Все эти "тайные" для обычных пассажиров знаки были описаны в специальном положении в 1852 году.

Ещё в это время использовали... петарды! Во время тумана или метели лучшего инструмента для оповещения не было. С их помощью в основном обозначали необходимость экстренной остановки — полагаем, получалось выразительно👀

-2

Сигнальные щиты (или входные и предупредительные диски). Они появились, когда стало очевидно, что железным дорогам нужны постоянные сигналы, которые не зависели бы от работников подвижных составов. Были двух типов: красные и зелёные, их располагали рядом со станциями. Первые, подвижные, разрешали или запрещали въезд состава, а вторые выражали требование о снижении скорости хода.

-3

Семафоры в конце XIX века вытеснили щиты и флаги. Типов сигналов по-прежнему оставалось два, изменились только цвета: красный и белый. Только тогда уже красный сигнал ночью или поднятое положение специального крыла семафора означало, что путь для поезда закрыт, а белый цвет или опущенное положение разрешали движение.

-4

Учитывая, что железная дорога активно развивалась все эти годы под руководством частных компаний, на её участках могли использоваться самые разные системы оповещения. Конечно, это осложняло работу всех участников дорожного движения, и потому в 1894 году Министерство путей сообщения создало комиссию по созданию новых правил сигнализации. В них своё место заняли практически все способы, о которых мы рассказали.

#ржд #железная дорога #сигнализация #семафоры #история