На первых отечественных железных дорогах для регулирования движения хватало только паровозного свистка. Со временем, когда поездов становилось всё больше, потребовались дополнительные инструменты для извещения о происходящем на железной дороге.
Рассказываем об основных вехах развития сигнализации XIX века!
Первые оптические телеграфы появились в 1840-х годах на дороге от Петербурга до Павловска. Они передавали с поездов три разных сигнала. Были хороши в ясную погоду, но если опускался туман, пользоваться ими становилось сложно. Их заменили на электро-магнетические телеграфы, и к 1856 году стали устанавливать повсеместно.
Флаги были не слишком современным, но действенным решением. Машинисты, обер-кондукторы, кондукторы и дорожная стража подавали свои особые сигналы. В дневное время кондуктор мог выставить сбоку вагона красный флаг — это означало, что составу необходима остановка. А если тот же флаг демонстрировался с крыши, то его следовало расшифровывать как положительный ответ на просьбу о приведении в действие ручных тормозов. Все эти "тайные" для обычных пассажиров знаки были описаны в специальном положении в 1852 году.
Ещё в это время использовали... петарды! Во время тумана или метели лучшего инструмента для оповещения не было. С их помощью в основном обозначали необходимость экстренной остановки — полагаем, получалось выразительно👀
Сигнальные щиты (или входные и предупредительные диски). Они появились, когда стало очевидно, что железным дорогам нужны постоянные сигналы, которые не зависели бы от работников подвижных составов. Были двух типов: красные и зелёные, их располагали рядом со станциями. Первые, подвижные, разрешали или запрещали въезд состава, а вторые выражали требование о снижении скорости хода.
Семафоры в конце XIX века вытеснили щиты и флаги. Типов сигналов по-прежнему оставалось два, изменились только цвета: красный и белый. Только тогда уже красный сигнал ночью или поднятое положение специального крыла семафора означало, что путь для поезда закрыт, а белый цвет или опущенное положение разрешали движение.
Учитывая, что железная дорога активно развивалась все эти годы под руководством частных компаний, на её участках могли использоваться самые разные системы оповещения. Конечно, это осложняло работу всех участников дорожного движения, и потому в 1894 году Министерство путей сообщения создало комиссию по созданию новых правил сигнализации. В них своё место заняли практически все способы, о которых мы рассказали.
#ржд #железная дорога #сигнализация #семафоры #история