Найти тему
ТАСС

Регионы Арктики и ДФО поддержали новый законопроект о севзавозе

Документ будет направлен на рассмотрение правительства в конце октября, сообщили в пресс-службе Минвостокразвития

МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Арктические и дальневосточные регионы поддерживают разработанный по поручению президента РФ Владимира Путина законопроект о северном завозе. Об этом ТАСС сообщили в понедельник в пресс-службе Минвостокразвития.

Глава государства ранее поручил правительству к марту 2023 года разработать и внести в Госдуму законопроект о едином координаторе северного завоза. Кабмин также должен представить предложения по поводу определения единого морского оператора, обеспечивающего северный завоз с использованием судов ледокольного флота на трассах Северного морского пути. Президент также поручил продумать субсидирование кредитов, привлекаемых для северного завоза.

"Регионы Дальнего Востока и Арктики поддерживают проект федерального закона "О северном завозе". <…> Документ будет направлен на рассмотрение правительства в конце октября", - сказано в сообщении министерства.

Всего в периметре северного завоза находятся 25 регионов России, ежегодно на закупку и доставку более 3 млн тонн грузов выделяется более 87 млрд рублей. Как пояснили в Минвостокразвития, необходимость разработки законопроекта, описывающего принципиально новую систему управления завозом продуктов, лекарств, топлива и других жизненно важных товаров для людей, проживающих на труднодоступных территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызвана несовершенством действующих механизмов. Наряду со сложными природно-климатическими условиями и инфраструктурными ограничениями, сбои в обеспечении северного завоза объясняются отсутствием координации и комплексного подхода к организации закупочных процедур и обеспечению транспортировки грузов. В результате сроки северного завоза срываются, розничная стоимость товаров, включающая наценку за неэффективные закупки и логистику, оказывается недоступной для большинства северян, в ряде регионов Крайнего Севера фиксируется кратное (в два-три раза) превышение розничных цен на социально значимые продукты питания относительно стоимости аналогичных продуктов в Центральной России.

"В свете новой арктической повестки, когда развитие Арктической зоны является одним из государственных приоритетов, разработка законопроекта о северном завозе является назревшим, важным решением. Президентом подписаны ключевые документы, определяющие новую политику по ускоренному развитию Арктики, создан и работает уникальный преференциальный режим для ведения бизнеса. Следующим важным этапом является создание системы действенных механизмов организации и государственной поддержки северного завоза", - цитирует пресс-служба заместителя председателя правительства Республики Саха (Якутия) Михаила Никифорова.

По его словам, предусмотренное новым законопроектом участие федерального центра в организации северного завоза и в его финансировании с учетом особенностей всех регионов Крайнего Севера позволит систематизировать северный завоз, выстроить межрегиональные связи, обеспечить развитие экономики, укрепить энергетическую и продовольственную безопасность.

Приоритетный порядок и распределение полномочий

Как рассказали в Минвостокразвития, законопроект разработан с учетом региональной и отраслевой специфики, также создана экспертная группа по вопросам совершенствования системы северного завоза, в которую входят представители Федерального собрания, федеральных и региональных органов власти, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, ФАНУ "Востокгосплан", госкорпорации "Росатом", других организаций. По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, законопроектом предусмотрена комплексная система управления северным завозом, которая позволит решить не только транспортно-логистические задачи, но и вопрос снижения цен по всей цепочке доставки грузов. Законопроектом введено само понятие "северного завоза", распределены полномочия в сфере северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнем власти, урегулирована закупочная деятельность, порядок доставки грузов, мониторинга и контроля, вводится комплекс мер поддержки участников северного завоза. Единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития России.

В министерстве подчеркнули, что для грузов северного завоза, разделенных на три категории, впервые устанавливается приоритетный порядок транспортно-логистического обслуживания. К первой категории отнесены товары жизнеобеспечения населения и организаций социальной сферы (включая продовольствие, лекарства, медицинские изделия), жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Вводятся федеральные меры поддержки северного завоза - бюджетные кредиты регионам для закупки и доставки приоритетных грузов северного завоза и услуг, связанных с их поставками, а также субсидии для финансирования транспортных затрат. Законопроектом предусмотрено создание единого морского оператора, эта компания будет обеспечивать перевозки приоритетных грузов северного завоза морским транспортом по субсидируемым тарифам.

"Принятие этого закона будет в некотором смысле историческим шагом, <…> очень рассчитываем на развитие Северного морского пути. Если выполняемые по нему рейсы станут регулярными и вызовут настоящее доверие среди предпринимательской среды, и поставки по нему продовольствия и иных товаров первой необходимости будут осуществляться на регулярной основе, то это будет отличным примером того, как государство и рынок нашли способ эффективного взаимодействия в решении насущных проблем населения северных территорий России", - цитирует пресс-служба министерства заместителя председателя правительства Камчатского края Юлию Морозову.

В Минвостокразвития также рассказали, что создается законодательная основа для развития опорной инфраструктуры, задействованной в северном завозе. Законопроект определяет источники финансирования работ по содержанию ключевых инфраструктурных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Для участников северного завоза вводится беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.

"Законопроект упорядочит взаимоотношения по организации северного завоза - тогда как сегодня каждый решает свои проблемы сам. Например, ресурсоснабжающие компании, которые занимаются энергоснабжением удаленных территорий, самостоятельно завозят грузы и несут финансовую нагрузку, которая в дальнейшем отражается в тарифах для потребителей и компенсируется из регионального бюджета. Упорядочивание северного завоза благоприятно отразится в том числе и на стоимости доставки продукции, появится предсказуемость", - приводятся в сообщении слова заместителя председателя правительства Архангельской области - министра экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Виктора Иконникова.

Мониторинг и единая информационная среда

Новый закон, рассказали в Минвостокразвития, создает Федеральную систему мониторинга северного завоза (ФГИС), где будут аккумулироваться все сведения, связанные с осуществлением северного завоза: от планов проведения закупок до результатов тендеров и движения грузов. Тем самым будет обеспечена единая информационная среда для участников северного завоза, гарантирована прозрачность закупок, созданы условия для ценовой конкуренции между поставщиками однородных товаров. Кроме того, в перспективе оперативные данные мониторинга будут использоваться для оптимизации логистических маршрутов.

"Ранжирование грузов, их приоритизация вкупе с возможностью цифрового сопровождения при едином морском перевозчике позволит усилить эффективность и прозрачность системы северного завоза. Такой подход позволит регулировать не только насыщенность грузопотоков, но и их очередность. <…> Законопроект неизбежно потянет за собой пересмотр той логистики, которая существует сегодня", - цитирует пресс-служба заместителя председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолия Широкова.

Планируется ввести меры ответственности участников северного завоза - например, за нарушение правил приоритизации грузов северного завоза, непредставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации в ФГИС.