Спустя четыре дня после победы Алексея Вахонина на первую ступеньку олимпийского пьедестала поднялся его тренер, основатель шахтинской школы тяжелой атлетики Рудольф Плюкфельдер
О Рудольфе Владимировиче Плюкфельдере написано много разных статей, в том числе и в нашем издании. Сегодня предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Год олимпийский — 1964». Главу о выступлениях тяжелоатлетов написал старший тренер сборной СССР по тяжелой атлетике в 1964 году знаменитый Аркадий Никитич Воробьев.
(Справка. Аркадий Никитич Воробьев — участник трёх Олимпиад. На своей первой Олимпиаде в Хельсинки (1952) стал бронзовым призёром. Две последующие Аркадий Воробьёв выигрывает с мировыми рекордами. Пятикратный чемпион мира (1953, 1954, 1955, 1957, 1958). Пятикратный чемпион Европы (1950, 1953, 1954, 1955, 1958). Десятикратный чемпион СССР (1950—1959). В среднем и полутяжелом весах установил 21 рекорд мира и 37 рекордов СССР.
В 1960-е годы был старшим тренером сборной команды СССР и дважды, в 1964 и 1968 годах, приводил её к победам на Олимпийских играх).
Эпизод о том, как выступали спортсмены в весовой категории до 82,5 кг, назывался «Хозяин помоста». Естественно, понятно кто здесь имелся ввиду. Герой публикации — олимпийский чемпион Рудольф Плюкфельдер.
Хозяин помоста
В последние годы шло очень много разговоров об особенностях подготовки венгерских тяжелоатлетов. Они тренируются весьма своеобразно. Их признанным лидером считается рекордсмен мира Дьёзе Вереш, выступающий в среднем весе.
Однако его соотечественник Гёза Тот на соревнованиях в Токио доказал, что он ничем не уступает Верешу. Гёза Тот выиграл у своего знаменитого земляка. Но золотую олимпийскую медаль завоевал всё-таки наш ветеран Рудольф Плюкфельдер, который был на соревновании средневесов подлинным хозяином олимпийского помоста.
Двукратный чемпион мира Вереш как будто не сомневался, что победа, как и год назад, останется за ним. Но любители тяжёлой атлетики знали, что в 1964 году Вереш не поднимал больше 450 кг, а Плюкфельдер ещё в марте установил всесоюзный рекорд: 470 кг.
Состязания начались спокойно. Атлеты с какой-то подчёркнутой неторопливостью выходили на арену, медленно натирали магнезией руки, подолгу сосредоточивались. Тем временем предполагаемые лидеры — Вереш, Плюкфельдер, Тот, поляк Ежи Качковский, американец Гарри Кливленд — продолжали упражняться с разминочными штангами.
Уже по разминке можно было определить, кто в какой находится форме. Венгры сгрудились возле Вереша. Наши тренеры — возле Плюкфельдера. Здесь же был и его ученик — первый чемпион Токийской Олимпиады Алексей Вахонин.
Наконец, на помост начали вызывать сильнейших. Многие начинали жим со 140 кг. Гёза Тот и Ежи Качковский зафиксировали по 145 кг. Этот же вес с первой попытки выжал и Плюкфельдер. Затем ассистенты увеличили вес снаряда до 150 кг. Полтора центнера поднял финский атлет Каарло Кангасниеми. Этот же вес покорился и американцу Кливленду. А наши с надеждой смотрели на Плюкфельдера: возьмёт лион 150 кг?
Рудольф в своей обычной «хозяйской» манере готовился к поединку со снарядом. Наконец он поправил ремень, наклонился, вскинул штангу на грудь — и чётко её выжал. К сожалению, этот подъём 155 кг ему не зачли, хотя выжал он их более чисто, чем Вереш.
Чтобы наверстать упущенное, Плюкфельдер должен был в рывке взять вес, на 7,5 кг больший, чем возьмёт Вереш. Но и этого казалось недостаточно для борьбы за первенство: ведь Вереш обладал мировым рекордом в толчке — 187 кг.
Однако когда атлеты приступили к рывку, стало ясно, что в этом упражнении Вереш далеко не уйдёт. Его «затёрли» несколько спортсменов. После того как Кангасниеми зафиксировал 130 кг, а Ли Янг By (Южная Корея) — 132,5 кг, к 135 кг подошёл Вереш. Он поднял штангу, но большего добиться не смог. А наш Плюкфельдер под восторженные аплодисменты вырвал 142,5 кг и, как бы подчёркивая своё превосходство над громадой металла, после сигнала судьи «опустить» слегка подбросил штангу, поймал её и осторожно положил на помост. Так наш спортсмен вышел вперёд.
Друзья поспешили поздравить Рудольфа и пожелать ему удачи в последнем упражнении.
— Я толкну такой вес, чтобы Вереш не смог меня обойти.
— Для этого ты должен поднять 182,5 кг, — говорили тренеры.
— Подниму, — уверенно кивнул Рудольф.
И все верили, что поднимет. Верили потому, что наш атлет был очень спокоен. Он не спеша принялся за разминку. Попросил помассировать ноги и поясницу. И вот настал решающий момент.
Первым с помоста сошёл Кливленд. Американец сумел поднять «всего лишь» 167,5 кг. Он закончил состязание с отличным результатом — 455 кг. С ним конкурировали Гёза Тот и Ежи Качковский, которые вели спор ещё и между собой. А Вереш следил только за Плюкфельдером.
Но не закончил своё выступление ещё один атлет — кореец Ли Янг By. После двух упражнений он был на восьмом месте. Но теперь кореец попросил установить на штангу 175 кг. Прошло несколько минут, и кореец, ликуя, покинул помост с суммой 452,5 кг.
Качковский заказал 177,5 кг, толкнул этот вес и обошёл Кливленда, набрав 457,5 кг.
Вереш тоже поднял 177,5 кг. Плюкфельдер же закончил борьбу с результатом 182,5 кг и набрал в троеборье 475 кг — новый рекорд СССР. Гёза Тот толкнул 185 кг. Теперь, чтобы выиграть первенство, Верешу нужно было установить новый мировой рекорд — толкнуть 187,5 кг. Эта задача оказалась венгерскому атлету не по плечу, и он распрощался с титулом самого сильного средневеса в мире.
Так ветеран нашей сборной взял реванш за проигрыш на стокгольмском чемпионате.
Трудно передать, как обрадовались все советские олимпийцы победе Плюкфельдера. Наверное, ладони у Рудольфа от рукопожатий болели сильнее, чем от подъёмов штанги. Но это приятная боль.
А вот как в своей книге «Металл и люди» описывает происходящие 15 октября 1964 года события сам Рудольф Плюкфельдер: «Борьба с Дьёзе Верешем была упорной, нервной и трудной. В жиме он обошёл меня на 5 килограммов, подняв 155. Я тоже взял этот вес, но судьи не засчитали его, увидев где-то остановку.
Однако в рывке я сделал 142,5, а в толчке установил свой личный рекорд — 182,5. Набрав в сумме 475 килограммов, я завоевал золотую олимпийскую медаль. Не знаю, кто как выражает свою радость, но я в тот миг заплакал.
На следующий день все японские газеты назвали мою победу «мировой сенсацией». Они называли количество прожитых мною лет (а их, в самом деле, набралось немало), вспоминали римскую неудачу, расписывали, как блестяще был готов Дьёзе Вереш. Лично я свою победу сенсацией не считал».
Рудольф Плюкфельдер выиграл Олимпийские игры в 36 лет, став самым возрастным победителем Олимпиад среди тяжелоатлетов. Вскоре после Олимпийских игр в Токио закончил выступления на тяжелоатлетическом помосте, полностью переключившись на тренерскую деятельность.
Сергей Титарев