В мире постоянно муссируется тема гарантированного дохода, то есть такой ситуации, когда люди получают некий минимум денег за просто так, ничего для этого не делая. Звучит вдохновляюще - мы сразу представляем себе жизнь без забот. Но попробуем рассмотреть тему немного с другой стороны, то есть со стороны тех, кто будет выплачивать нам гарантированный доход. Зачем мы ему?
Крупные паразиты давно понимают, что в том мире, который им нравится, нет места различным мелким паразитам. Поэтому они усиленно наращивают эффективность своих корпораций, что ведёт к сокращению возможностей как-то паразитировать на потоках денег крупных паразитов. И в то же самое время они же рекламируют нам возможность жить за их счёт. Скажем прямо - нам предлагается паразитировать на чужих деньгах. Как можно совместить эффективность финансов крупных паразитов с разбрасыванием денег мелким паразитам?
Рассмотрим сначала версию о том, что гарантированный доход будет выплачиваться из бюджета государства, а значит он не принадлежит крупным паразитам, и потому они во всём этом вообще никак не участвуют. Но тогда стоит вспомнить, как люди попадают в государственную власть. Неужели туда отбирают по признаку наибольшей возможной отдачи для всего общества? Вы в это верите? Мы не верим, и даже могли бы доказать обратное, но оставим такое доказательство до последующих текстов в следствии его значительного объёма. Пока же кратко заметим - система отбора на высшие государственные посты финансируется крупными паразитами. Поэтому именно они заказывают музыку в этом кабаре. А раз так, то и распределение бюджетных денег напрямую зависит от крупных паразитов. И при таких условиях паразиты вдруг захотели дать нам счастье. Разве не странно?
На самом деле никакого счастья огни нам не хотят, разумеется. Всё решает самая обычная выгода. Другое дело - эта выгода не афишируется и потому кто-то может поверить паразитам и посчитать гарантированный доход "честными делом". Именно сокрытие важной информации помогает паразитам править. А мы все нужны им в качестве рабочей силы. Когда же надобность в рабочей силе отпадёт, например из-за внедрения искусственного интеллекта, мы перестанем быть полезными для крупных паразитов. Но просто взять и уничтожить всех лишних они не могут, ведь количественное превосходство со стороны подобной мелочи может свести попытку их устранения к противоположному результату. Поэтому нужны какие-то более гибкие методы, позволяющие сокращать поголовье конкурирующих за ресурсы потребителей без прямого противостояния. И гарантированный доход здесь вполне уместен как один из способов добровольного подчинения расслабленных индивидов интересам крупных паразитов.
Немного поясним подробности. Как работают деньги в мире паразитов? Очень просто - деньги представляют из себя мотиватор, который почти гарантированно принуждает делать то, что нужно мотивирующему. Если даже найдётся какой-то принципиальный оппонент такого подхода, то его быстро выведут из игры все остальные желающие получить деньги. Поэтому результат достигается практически всегда, а сложность возникает разве что в вопросе получения нужной суммы для оплаты добровольных помощников. Но поскольку крупные паразиты фактически владеют почти всеми механизмами производства денег (опосредовано, через контролируемое ими государство), для них не составляет труда создать ситуацию, когда жаждущие денег получат желаемое. И крупных паразитов не пугает инфляция, ведь даже получив деньги, большинство сразу бросится их тратить, а это значит, что они пойдут покупать товары и услуги, которые, опять же, производятся принадлежащими крупным паразитам фирмами. В результате все деньги вернутся назад и их можно будет использовать в новом цикле принуждения. Ну а то, что пойдёт на накопление, никуда не пропадёт, потому что инструменты обеспечения накопления опять полностью контролируются крупными паразитами. Да и какие могут быть накопления у практически нищих людей, согласных получать скромное пособие вместо полноценной зарплаты на нормальной работе?
Имея возможность выдавать деньги, крупные паразиты получают возможность ставить условия их получения. Обычно такими условиями являются какие-то действия для производства товаров на продажу, но в случае гарантированного дохода такими действиями будут, например, проявления лояльности по отношению к крупным паразитам. Лояльность проявляется многими способами, но самый легко проверяемый - выполнение законов, которые создают крупные паразиты. Если законы выполняются, значит деньги поступают, а если законы не выполняются - поступают штрафы. Очень простая система мотивации в виде кнута и пряника.
Имея такую систему крупные паразиты убивают одним выстрелом множество зайцев, ведь они выводят из конкурентной среды сразу многие миллионы потенциальных оппонентов в борьбе за ресурсы, ну а привычка беспрекословно выполнять законы, автоматически оправдывает штрафы для неугодных и делает самих неугодных отщепенцами в глазах "законопослушных" граждан (то есть готовых менять свободу на подачку от паразитов).
Здесь стоит немного отвлечься на "законопослушность". Исторически законы служили ограничителями тирании. Но такая полезная функция всегда работала только для избранных. Например, король принимал законы, которые он сам обязывался исполнять, что давало подчинённым ему вассалам определённость относительно того, что им можно делать и что нельзя. Если такой определённости не было, то среди вассалов быстро возникало недовольство, которое король вынужден был гасить личными уступками. Но личные уступки вели к отношениям один к одному с каждым вассалом, а количество вассалов короля могло быть очень большим, поэтому любому королю в итоге становилось очевидно, что проще задать общие для всех правила, а не устанавливать правила персонально для каждого. В результате в рамках условной "западной цивилизации" победила система, основанная на таком декларативном разделении прав между властелином и его вассалами. Ну а поскольку вассалы при таком устройстве системы получали гарантии определённости, они всячески поддерживали эту систему, в том числе указывая на собственный пример "законопослушности", которую им было выгодно проявлять по отношению к властелину в ответ на его "законопослушность" в отношении выгодных вассалам законов.
Но вассалы - это лишь микроскопическая часть общества. Всем остальным же требовалось какое-то оправдание для выполнения приказов высшей знати. И этим оправданием стал "закон". Когда вассалы своим собственным примером показывали, что закон выполняют и они, и даже сам король, всем менее значимым участникам большого общества казалось, что хоть в чём-то да существует справедливость, что даже от короля можно ожидать исполнения правил. Кроме того, часть законов регулировала взаимоотношения простых людей как друг с другом, так и с более высокопоставленными лицами, что опять же создавало определённость в отношениях и было выгодно простому сословию. Поэтому у существования закона всегда была серьёзная база в виде понимания исполнителями их собственных преимуществ.
Но поскольку законы принимались исключительно высшей знатью, разумеется, значительная часть законов принималась только лишь ради личного блага именно высшей знати. Поэтому в корпусе законодательных актов всегда присутствовали как выгодные многим законы, так и такие законы, целью которых была лишь эксплуатация подвластных. Но разумеется, в своей пропаганде "законности" высшая знать указывала только на выгодную обществу часть, а про невыгодную либо умалчивала, либо рассказывала сказки про "необходимость непрерывного совершенствования" законов. Поэтому в итоге не очень разбирающаяся в сути явлений массовая публика весьма охотно покупалась на такую демагогию и в обществе формировался образ "торжества закона", являвшийся на самом деле гипертрофированным отражением лишь одной стороны медали.
И вот в такой среде возникла вполне соответствующая ей идея "гарантированного дохода". Но суть такой идеи есть смысл рассматривать исключительно с точки зрения высших паразитов, ведь подчинённое сословие никак не контролирует ни законы, ни средства их реализации. Поэтому высшие паразиты, имея власть над законами и средствами гарантирования их исполнения, легко могут создать ситуацию, когда "гарантированный" доход может быть выдан только тем, кто согласен обменять свободу на этот самый "гарантированный" доход. Но как только индивид захочет больше свободы - его ждут ограничения в виде спущенных сверху законов. Неисполнение этих, по сути - приказов, влечёт наказание и общественное порицание со стороны по прежнему убеждённых в важности исполнения закона недостаточно грамотных граждан. В результате крупные паразиты имеют мощную систему принуждения общества к выполнению их воли, и в частности - к отказу от претензий на любые ресурсы кроме тех, которые высшие паразиты согласились выделить на принуждение холопов к покорности. И всё это - практически добровольно. То есть внешне всё выглядит так, как будто никто никого не принуждает, всё работает как и раньше, по прежнему есть законы, есть их нарушители, но к этому ещё добавился "гарантированный" доход. И разумеется, для не вникающих в суть дела эта добавка (в виде дохода) является плюсом, а все, кто нарушает законы, как и раньше, считаются преступниками, о которых нужно сообщать в ведомство по поддержанию контроля паразитов над массами.
Реальные гарантии дохода
Как мы видели выше, "гарантированным" доход является лишь до того момента, пока индивид полностью подчиняется приказам хозяина. Но что это значит? Это всё та же система с полностью неподконтрольными индивиду механизмами производства пищи. Как и миллиарды лет в истории жизни, индивид повторяет свою минималистичную программу действий - бежит искать еду, находит источник, припадает к нему и исполняет все необходимые для поддержания источника в рабочем состоянии ритуалы. Так может продолжаться в течении следующих миллиардов лет, если крупные паразиты не решат прервать этот праздник жизни.
Говоря по другому - человек, согласившийся на "гарантированный" доход, возвращается в своё животное прошлое и опять становится примитивным паразитом, не способным выжить без внешнего источника пропитания и не имеющим над источником никакого контроля. Паразитизм здесь выражается в использовании внешнего донора, присосавшись к которому паразит обеспечивает свою жизнедеятельность. Как только донор исчезнет или скинет паразита - паразит умрёт. В нашем случае добровольным донором являются высшие паразиты, а мелкими паразитами являются все те, кто согласен на "гарантированный" доход. И разумеется, высшие паразиты строят такую систему исключительно ради собственных интересов.
Правильно ли будет для нормальных людей принять такую систему? Здесь каждый ответит за себя сам. Ну а мы просто поговорим об альтернативе.
Альтернативой "гарантированному" доходу является жизнь, которая гарантируется без каких-либо кавычек. И такую жизнь мы реально можем наладить. Технически уже давно ничего не мешает наладить устойчивое производство базового набора товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворительное существование каждого. Но есть одна деталь - вся эта система не должна быть подчинена никому, кроме тех, кто в ней участвует. То есть из цепочки оборота ценностей должны быть исключены паразиты.
Что даст участникам исключение паразитов? Паразиты не смогут ограничивать свободу. При этом рамки "свободы" при наличии паразитов всегда будут очень узкими, а без них - чем дальше будет развиваться общество, тем меньше ограничений будет испытывать каждый, ведь общество состоит из этих "каждых" и все они вместе хотят больше свободы, а если в их руках есть рычаги управления - результат становится очевидным. Но пока нам необходимо какое-то время существовать в условиях господства паразитов. Пока паразиты правят бал, всем участникам нарождающейся будущей системы без паразитов придётся получать либо небольшую, либо даже отрицательную выгоду от участия в ней. Но в дальнейшем рост системы и устранение паразитов гарантировано приведёт к очень существенному росту поступления благ каждому участнику. Таким образом сегодня система может включать только людей, ориентирующихся на будущее. Но это в некотором роде даже плюс - нам не будут мешать стоны слабых и изнеженных мелких паразитов.
Но не станут ли сами участники такой системы паразитами? С точки зрения зависимости паразита от механизма-донора, система исключает такой механизм. То есть всё в рамках системы создаётся самими участниками, под полным их контролем и при максимально полном соответствии вклада каждого ожиданиям такого сообщества.
Но есть другая сторона медали - паразитами может стать часть участников, сумев убедить остальных задействовать выгодные лично им правила. Против такого варианта работает сама суть системы - она порождена в качестве ответа на тотальное доминирование паразитов, а значит каждый её участник знаком на своей шкуре с негативными последствиями такого доминирования. Поэтому у всех будет весьма существенная мотивация по недопущению повторения пройденного с установлением господства новых паразитов. И важнейшим ориентиром в поддержании здоровья такой системы является справедливость. Хотя это чувство не вполне формализовано, мы легко могли бы прийти к единой точке зрения, если бы видели пример, когда один из, скажем, десяти участников отлынивает. Поэтому внутреннее понимание справедливости каждым участником послужит первичным инструментом, который дополняется открытостью и доступностью информации о действиях каждого участника. Открытость ведёт к недопущению лжи или других способов неявного побуждения к невыгодным для сообщества действиям, а чувство справедливости оценивает доступную информацию о поведении каждого, вынося приговор в виде поддержки или признания виновным.
Суммарно участники системы сами создают для себя реально гарантированный доход, просто исключая из цепочки обмена ценностями таких ненужных участников, как паразиты. И всё, что нам остаётся - это совершенствование правил функционирования системы, обеспечивающих исключение паразитирования и удовлетворение нашего чувства справедливости. Остальные моменты во многом соответствуют всему тому, чего достигло общество в настоящий момент в изучении мира, а потому это всё можно просто заимствовать и, творчески переосмыслив, привнести на почву нового общества.