День белой трости
Алсу Тимерханова
Фото автора
Пятнадцатого октября во всем мире отмечается Международный день белой трости. В народе он также известен как «день незрячих». И в нашем районе живут люди, которые не могут видеть красоту окружающего мира глазами, но ощущают его прелесть своей душой. Сегодня мы хотим познакомить вас с одним из таких молодых людей – Булатом Мансуровым из села Бетьки.
– Мы дома бываем только в выходные и по вечерам, – ответила нам мама парня Эльвира Гиндуллина по телефону. – Потому что Булат до субботы ходит в школу, – сказала она.
По этой причине в село Бетьки мы отправились во вторник вечером. Эльвира Гиндуллина встретила нас возле одного из домов в самом конце улицы Заречной.
– Вот, как раз вышла, чтобы до вашего приезда успеть погулять с гусями. Давайте пройдем внутрь, – сказала она, приглашая нас во двор.
Мальчик-с-пальчик
– Мы с мужем – уроженцы Набережных Челнов. 20 лет назад мы с Филиппом решили уехать из города и переехали в Бетьки. В 2005 году родился наш Булат... – продолжила Эльвира Мнавировна.
Булат появился на свет преждевременно, в 25-26 недель. Впрочем, врачи поначалу не хотели признавать его рождение: «поздний выкидыш» – этим диагнозом они терзали сердце матери. Однако малыш ростом 39 сантиметров и весом 980 граммов изо всех сил старался выжить, вцепившись в жизнь мертвой хваткой. Два месяца мальчика держали в реанимации в Набережных Челнах, затем его состояние ухудшилось. Приехавшие казанские врачи провели мальчику сложную операцию и в тяжелом состоянии доставили в столицу республики. Столичные медики в течение двух месяцев занимались выхаживанием ребенка отдельно от матери. Только потом, в июне 2005 года, маленького Булата положили вместе с мамой. Таким образом, Эльвира Гиндуллина в течение пяти месяцев жила со своим сыном в стенах больницы.
– Врачи не исключали вероятность того, что ребенок может быть неспособным ходить, сидеть, разговаривать, окажется умственно отсталым, однако сначала я ни слова не сказала об этом мужу. Лишь позже, уже перед выпиской, я рассказала Филиппу, что наш сын навсегда останется незрячим. Об остальном снова промолчала, – продолжила Эльвира Мнавировна.
Но Филиппа не испугали слова супруги. «Что сейчас поделаешь? Это наш ребенок, мы все равно будем любить его, каким бы он ни был. Такова наша судьба», – успокоил он жену и вселил надежду.
«Кушай, сынок, кушай...»
Эльвире Гиндуллиной, прежде чем она услышала эти слова мужа, пришлось побороться за жизнь сына, отставив в сторону свои страхи. Приехав в Казань и поселившись вместе с Булатом в одной из палат, она увидела, что сын дышит через аппарат искусственного дыхания, питается шприцем через зонд.
– Либо ты, сынок, будешь кушать сам, либо тебе будет очень тяжело в этой жизни, – сказала Эльвира Гиндуллина и сначала достала изо рта ребенка зонд, а затем отключила и аппарат ИВЛ.
И чудо: ребенок, хоть и с трудом, задышал, взял грудь. Столичные врачи, пораженные таким поведением женщины, поначалу воскликнули: «Что вы делаете? Ведь сколько месяцев мы боремся за этого ребенка!» Однако, увидев, что Булат начал самостоятельно кушать, дышать, с удивлением добавили: «Наверное, только мать способна сотворить такое чудо».
После возвращения в Бетьки первые три года жизни Булата прошли между домом и больницей. Эльвира Гиндуллина снова не сдается, не желая мириться с тем, что сын не сможет не то что ходить, но даже держать голову.
– У меня в поликлинике была знакомая массажистка, которая работала с больными детишками. Договорившись с ней, я стала ходить с Булатом к ней. У меня щемило сердце оттого, что ребенок плакал, кричал от боли во время массажа, но я понимала, что это необходимо. Через две недели я начала видеть результаты. Годовалый ребенок, наконец, начал хорошо держать голову, а через полгода сын встал на ноги, – вспоминает Эльвира Мнавировна.
Запоминает человека по запаху, голосу
Незрячие люди познают окружающий мир через другие чувства, такие как осязание, обоняние, слух. По этим ощущениям они даже превосходят зрячих. Вот и для Булата его уши, нос, руки – главные помощники, заменившие ему глаза.
– Привет, Булат! Как дела?
Семнадцатилетний парень держит мою ладонь обеими руками, гладит ее, прислушивается к голосу.
– Все хорошо, – отвечает Булат и повторяет мое имя несколько раз. Таким образом он запоминает имя человека и его самого в целом.
У парня, действительно, хорошая память. Он помнит имена воспитателей детского сада, учителей школы, даже всех тех, кто был у них дома всего лишь раз. Когда мама спрашивает: «Как зовут того человека? А этого?» – он отвечает, не задумываясь.
«Приходите снова в гости!»
Любимое занятие Булата – «просмотр» по телевизору политических и развлекательных передач, а также езда на велосипеде. На их улице дорога плохая, вся в ямах и колдобинах, по ней он не может передвигаться на велосипеде. К счастью, добрые люди подарили Булату велотренажер, на котором он занимается в любое удобное время.
Тем не менее, больше всего парню нравится находиться среди людей, общаться. По словам Эльвиры Мнавировны, он любит, когда приходят гости, радуется, когда в доме звучат новые голоса. Ему очень нравится живое общение в школе.
– Там он общается, у него со всеми хорошие отношения. Характер у нашего сына очень спокойный, он чувствительный, очень нежный ребенок. Его любят одноклассники, учителя, – говорит мама Булата.
Мы более часа общались с Булатом и его мамой Эльвирой Мнавировной. Когда пришло время уходить, Булат снова взял нас за руки:
– Приходите снова в гости, – с улыбкой проводил он нас.
Вставка:
«Сразу после рождения Булата нам пришлось бы очень тяжело, если бы не мама и родные, живущие в Бетках. Нам очень помогли их поддержка, теплые слова. За это до сих пор благодарю своих близких», – говорит Эльвира Гиндуллина.