Найти в Дзене
ИРПЦ

2.1. Проникновение христианства на Русь (до кн. Владимира)

Историк Церкви Евсевий Памфил (Кессарийский, IV в), сообщает (со ссылкой на Оригена): "Святые же апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия, Иоанну – Асия..." (Под Скифией имеется ввиду Северное Причерноморье). "Якоже ркоша, Андрею учащю в Синопии, пришедшю ему в Корсунь, увиде, яко ис Коръсуня близъ устье Дьнепръское, и въсхоте поити в Римъ, и приде въ устье Днепръское, и оттоле поиде по Днепру горе. И по приключаю приде и ста подъ горами на березе. И заутра, въставъ, рече к сущимъ с нимъ ученикомъ: «Видите горы сия? Яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия: имать и городъ великъ быти и церкви мьногы имат Богъ въздвигнути». И въшедъ на горы сиа, и благослови я, и постави крестъ, и помолився Богу, и слезе съ горы сея, идеже послеже бысть Киевъ, и поиде по Днепру горе. И приде въ словены, идеже ныне Новъгород... И иде въ Варягы, и приде в Римъ, исповеда, елико научи и елико виде... Андрей же, бывъ
Оглавление

ап. Андрей

Историк Церкви Евсевий Памфил (Кессарийский, IV в), сообщает (со ссылкой на Оригена):

"Святые же апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия, Иоанну – Асия..." (Под Скифией имеется ввиду Северное Причерноморье).

ПВЛ об ап. Андрее

"Якоже ркоша, Андрею учащю в Синопии, пришедшю ему в Корсунь, увиде, яко ис Коръсуня близъ устье Дьнепръское, и въсхоте поити в Римъ, и приде въ устье Днепръское, и оттоле поиде по Днепру горе.

И по приключаю приде и ста подъ горами на березе.

И заутра, въставъ, рече к сущимъ с нимъ ученикомъ: «Видите горы сия? Яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия: имать и городъ великъ быти и церкви мьногы имат Богъ въздвигнути».

И въшедъ на горы сиа, и благослови я, и постави крестъ, и помолився Богу, и слезе съ горы сея, идеже послеже бысть Киевъ, и поиде по Днепру горе.

И приде въ словены, идеже ныне Новъгород... И иде въ Варягы, и приде в Римъ, исповеда, елико научи и елико виде... Андрей же, бывъ в Риме, приде въ Синопию".

Андреевская церковь в Киеве, арх. Растрелли, 1749—1754 гг. (имп. Елисавета). По преданию, на этом месте ап. Андрей воздвиг крест.

Миссионерские путешествия ап. Андрея

Миссионерские путешествия ап. Андрея по Епифанию
Миссионерские путешествия ап. Андрея по Епифанию

В IX в. византийский монах Епифаний прошел по предполагаемому пути апостола Андрея, собирая предания о нем. Епифаний составил житие апостола, в котором выделил три путешествия вдоль берегов Чёрного моря (всегда по маршруту юг - восток - север)

В последнем, 3-м, путешествии ап. Андрей через Зихию, прибыл в Боспор, затем в Феодосию и в Херсонес (ПВЛ - Корсунь), где провел немалое время.

Почитание ап. Андрея на Руси

К XI в. относится рост почитания ап. Андрея на Руси

в 1030 г. Всеволод Ярославич, младший сын кн. Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) мон-рь.

В 1089 г. Переяславский митр. Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного.

В кон. XI в. в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.

В XI в. память ап. Андрея была внесена во все виды русских календарей.

Древнейшие упоминания ап. Андрея находим в пам. XI в.:

  • месяцесловах Евангелий: Реймсского, Остромирова и Архангельского.
  • служба ап. Андрею - в Минее 1097 г.

Статья Андрей Первозванный в Православной энциклопедии: https://www.pravenc.ru/text/115300.html

Епархии в Северном Причерноморье

-3

Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-Х вв. Древнейшие кафедры в Крыму: г. Херсонес (324 г); Готская мт-я (с 325, c VIII в. г. Дорос, совр. Мангуп); г. Сурож с 715 (совр. г. Судак); г. Фуллы с IV в.; Боспор (Пантикопей) с 325 (совр. г. Керч). Восточнее Крыма: г. Метраха с 519 (Таматарха, русск.Тмутаракань, совр. Тамань) Фанногорейская с 519; г. Никописия с 536; г. Зихия с. VII в. Аланская мтя (совр. пос. Архыз, Сев. Кавказ) с 912.

Лик Христа в пос. Архыз

-4

Лик на скале

-5

Русь до крещения

Повсесть временных лет
"повесть временныхъ лет черноризца федосьева манастыря печерьскаго, откуду есть пошла руская земля <...> и хто в ней почалъ первее княжити, и откуду руская земля стала есть"
- древнерусский текст
http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/povest-vremennyh-let/se-nachnem-povest-siyu.htm
- в переводе Лихачева
https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/

Фотиево крещение руси 860

До нас дошли три сочинения Фотия, это первые достоверно датируемые греческие упоминания о руси:

две гомилии (проповеди, беседы), произнесённые Фотием летом 860 г. с кафедры собора Святой Софии в КПл во время нападения флота русов на столицу Византии .

  • первая гомилия — в минуту смертельной опасности при нашествии «северных варваров»,
  • вторая гомилия— во время всеобщей радости при их отступлении.
  • третий документ — «Окружное послание» Патриарха Фотия Восточным Патриаршим престолам, посвящённое созыву Собора в КПл (867), где Фотий упоминает о добровольном крещении «росов», ещё недавно причинявших столько бедствий христианам.

Эти гомилии - обращение очевидца непосредственно к таким же очевидцам происшедшего.


Очень может быть, что народ, о котором говорит Фотий --
не Русь.

-- в текстах гомилий имя народа ни разу не упоминается, (появляясь лишь в их титулах (леммах), возможно, имеющих позднее происхождение)

-- «росы» из «Окружного послания» могут быть не Русью, а другим народом (например, ругами).

-6

Фотиево крещение руси. Чудо с ризой 860 г. Фреска Княгинина монастыря во Владимире, 1648.

Фотиево крещение руси. Чудо с ризой Радзивилловская летопись.
Фотиево крещение руси. Чудо с ризой Радзивилловская летопись.

Фотиево крещение руси. Чудо с ризой Радзивилловская летопись.

Кн. Ольга

Кн. Ольга и имп. Константин
Кн. Ольга и имп. Константин

Кн. Ольга и имп. Константин

Язычество

Семирадский, ГИМ, зал 8. Похороны знатного руса в Булгаре ок. 922
Семирадский, ГИМ, зал 8. Похороны знатного руса в Булгаре ок. 922

Семирадский, ГИМ, зал 8. Похороны знатного руса в Булгаре ок. 922 г.
Ахмад ибн ал-Аббас
Ибн-Фадлан — арабский путешественник.
В
921-922 гг. он побывал на берегах Волги и оставил воспоминания об этом путешествии.
https://nav.shm.ru/exhibits/4544/

Ибн-Фадлан о похоронах руса https://history.wikireading.ru/87449

ГИМ. Залы 8-12. Древнерусское государство в IX-XV веках

kraeved1147.ru

Семирадский, ГИМ, зал 8. «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году (Ночные жертвоприношения)»
Семирадский, ГИМ, зал 8. «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году (Ночные жертвоприношения)»

Семирадский, ГИМ, зал 8. Ночные жертвоприношения (Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 г).
https://nav.shm.ru/exhibits/4545/

Сюжет картины основан на рассказе византийского историка X в. Льва Диакона о войне киевского князя Святослава Игоревича с византийским императором Иоанном Цимисхием, в ходе которой князь с дружиной был осажден в городе Доростоле на Дунае.

Лев Диакон в своей «Истории» так описывает тризну русских дружинников после битвы:

«И вот когда наступила ночь, и засиял полный круг луны… вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов, они нагромоздили их перед стеною, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных мужчин и женщин, совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)».

На переднем плане картины художник изобразил убийство пленных греков и расправу над младенцами, которых вырывают из рук обезумевших матерей. Старец-жрец освящает воды Дуная, воин бросает в воду жертвенного петуха. В верхней части полотна – князь Святослав на белом коне, за его спиной – еще одна сцена жестокой казни. Слева на фоне разрушенной крепости Доростола горят погребальные костры. По словам Льва Диакона, среди защитников крепости были и женщины, сражавшиеся наравне с мужчинами. Битва у Доростола завершила русско-византийскую войну 970–971 гг.

Литература:
Исторический музей. Архитектура Интерьеры, М. 2015. С. 106–107
Викинги. Путь на Восток, М.: Исторический музей, 2020. С. 154–155

См. Лев Дьякон. "История" кн. 9. гл. 6
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-lev-diakon/

Книга 9. | Румянцевский музей