ап. Андрей
Историк Церкви Евсевий Памфил (Кессарийский, IV в), сообщает (со ссылкой на Оригена):
"Святые же апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия, Иоанну – Асия..." (Под Скифией имеется ввиду Северное Причерноморье).
ПВЛ об ап. Андрее
"Якоже ркоша, Андрею учащю в Синопии, пришедшю ему в Корсунь, увиде, яко ис Коръсуня близъ устье Дьнепръское, и въсхоте поити в Римъ, и приде въ устье Днепръское, и оттоле поиде по Днепру горе.
И по приключаю приде и ста подъ горами на березе.
И заутра, въставъ, рече к сущимъ с нимъ ученикомъ: «Видите горы сия? Яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия: имать и городъ великъ быти и церкви мьногы имат Богъ въздвигнути».
И въшедъ на горы сиа, и благослови я, и постави крестъ, и помолився Богу, и слезе съ горы сея, идеже послеже бысть Киевъ, и поиде по Днепру горе.
И приде въ словены, идеже ныне Новъгород... И иде въ Варягы, и приде в Римъ, исповеда, елико научи и елико виде... Андрей же, бывъ в Риме, приде въ Синопию".
Андреевская церковь в Киеве, арх. Растрелли, 1749—1754 гг. (имп. Елисавета). По преданию, на этом месте ап. Андрей воздвиг крест.
Миссионерские путешествия ап. Андрея
В IX в. византийский монах Епифаний прошел по предполагаемому пути апостола Андрея, собирая предания о нем. Епифаний составил житие апостола, в котором выделил три путешествия вдоль берегов Чёрного моря (всегда по маршруту юг - восток - север)
В последнем, 3-м, путешествии ап. Андрей через Зихию, прибыл в Боспор, затем в Феодосию и в Херсонес (ПВЛ - Корсунь), где провел немалое время.
Почитание ап. Андрея на Руси
К XI в. относится рост почитания ап. Андрея на Руси
в 1030 г. Всеволод Ярославич, младший сын кн. Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) мон-рь.
В 1089 г. Переяславский митр. Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного.
В кон. XI в. в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного.
В XI в. память ап. Андрея была внесена во все виды русских календарей.
Древнейшие упоминания ап. Андрея находим в пам. XI в.:
- месяцесловах Евангелий: Реймсского, Остромирова и Архангельского.
- служба ап. Андрею - в Минее 1097 г.
Статья Андрей Первозванный в Православной энциклопедии: https://www.pravenc.ru/text/115300.html
Епархии в Северном Причерноморье
Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-Х вв. Древнейшие кафедры в Крыму: г. Херсонес (324 г); Готская мт-я (с 325, c VIII в. г. Дорос, совр. Мангуп); г. Сурож с 715 (совр. г. Судак); г. Фуллы с IV в.; Боспор (Пантикопей) с 325 (совр. г. Керч). Восточнее Крыма: г. Метраха с 519 (Таматарха, русск.Тмутаракань, совр. Тамань) Фанногорейская с 519; г. Никописия с 536; г. Зихия с. VII в. Аланская мтя (совр. пос. Архыз, Сев. Кавказ) с 912.
Лик Христа в пос. Архыз
Лик на скале
Русь до крещения
Повсесть временных лет
"повесть временныхъ лет черноризца федосьева манастыря печерьскаго, откуду есть пошла руская земля <...> и хто в ней почалъ первее княжити, и откуду руская земля стала есть"
- древнерусский текст
http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/povest-vremennyh-let/se-nachnem-povest-siyu.htm
- в переводе Лихачева
https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/
Фотиево крещение руси 860
До нас дошли три сочинения Фотия, это первые достоверно датируемые греческие упоминания о руси:
две гомилии (проповеди, беседы), произнесённые Фотием летом 860 г. с кафедры собора Святой Софии в КПл во время нападения флота русов на столицу Византии .
- первая гомилия — в минуту смертельной опасности при нашествии «северных варваров»,
- вторая гомилия— во время всеобщей радости при их отступлении.
- третий документ — «Окружное послание» Патриарха Фотия Восточным Патриаршим престолам, посвящённое созыву Собора в КПл (867), где Фотий упоминает о добровольном крещении «росов», ещё недавно причинявших столько бедствий христианам.
Эти гомилии - обращение очевидца непосредственно к таким же очевидцам происшедшего.
Очень может быть, что народ, о котором говорит Фотий -- не Русь.
-- в текстах гомилий имя народа ни разу не упоминается, (появляясь лишь в их титулах (леммах), возможно, имеющих позднее происхождение)
-- «росы» из «Окружного послания» могут быть не Русью, а другим народом (например, ругами).
Фотиево крещение руси. Чудо с ризой 860 г. Фреска Княгинина монастыря во Владимире, 1648.
Фотиево крещение руси. Чудо с ризой Радзивилловская летопись.
Кн. Ольга
Кн. Ольга и имп. Константин
Язычество
Семирадский, ГИМ, зал 8. Похороны знатного руса в Булгаре ок. 922 г.
Ахмад ибн ал-Аббас Ибн-Фадлан — арабский путешественник.
В 921-922 гг. он побывал на берегах Волги и оставил воспоминания об этом путешествии.
https://nav.shm.ru/exhibits/4544/
Ибн-Фадлан о похоронах руса https://history.wikireading.ru/87449
ГИМ. Залы 8-12. Древнерусское государство в IX-XV веках
Семирадский, ГИМ, зал 8. Ночные жертвоприношения (Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 г).
https://nav.shm.ru/exhibits/4545/
Сюжет картины основан на рассказе византийского историка X в. Льва Диакона о войне киевского князя Святослава Игоревича с византийским императором Иоанном Цимисхием, в ходе которой князь с дружиной был осажден в городе Доростоле на Дунае.
Лев Диакон в своей «Истории» так описывает тризну русских дружинников после битвы:
«И вот когда наступила ночь, и засиял полный круг луны… вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов, они нагромоздили их перед стеною, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных мужчин и женщин, совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)».
На переднем плане картины художник изобразил убийство пленных греков и расправу над младенцами, которых вырывают из рук обезумевших матерей. Старец-жрец освящает воды Дуная, воин бросает в воду жертвенного петуха. В верхней части полотна – князь Святослав на белом коне, за его спиной – еще одна сцена жестокой казни. Слева на фоне разрушенной крепости Доростола горят погребальные костры. По словам Льва Диакона, среди защитников крепости были и женщины, сражавшиеся наравне с мужчинами. Битва у Доростола завершила русско-византийскую войну 970–971 гг.
Литература:
Исторический музей. Архитектура Интерьеры, М. 2015. С. 106–107
Викинги. Путь на Восток, М.: Исторический музей, 2020. С. 154–155
См. Лев Дьякон. "История" кн. 9. гл. 6
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-lev-diakon/