В Шацком районе Рязанской области удивительные места – красота, раздолье, простор… И названия сел говорят сами за себя: к примеру, здесь Желанное плавно переходит в Завидное. И где-то на этой невидимой желанно-завидновской границе расположился необычный для таких местечек музей. Желанновский краеведческий размещается в большом просторном доме, построенном специально для музея. А начиналось все на общественных началах...
Текст: Зоя Мозалева, фото: Андрей Семашко
Добраться до этих отдаленных местечек Шацкого района не так-то просто – до городской цивилизации километров двести. Но при этом Желанное хорошо знают и в разных уголках Рязанской области, и за ее пределами. А славу родному селу принес именно музей. Он действительно уникальный. Музеи такого уровня в глубинке встретишь не часто.
Более шестидесяти лет назад директор местной школы, учитель истории Николай Панин, загорелся идеей создать в Желанном музей. Идею поддержали и коллеги-педагоги, и ученики. Учителя и школьники пошли по селам Шацкого района собирать предметы старины – глиняную посуду, орудия труда, предметы обихода. Словом, все, что могло бы рассказать о жизни родного края в прошлом. Собранные экспонаты бережно расставляли на полочках в классах школы. Так в 1958 году начал свою историю Желанновский краеведческий музей.
Очень быстро экспозиция разрослась до серьезных масштабов, на школьных полочках стала ощущаться катастрофическая нехватка места. И директор школы предложил построить для музея собственное здание. За дело взялись всем селом, точнее, сразу двумя селами, ведь разделить Желанное и Завидное практически невозможно. Работали с энтузиазмом – ездили в лес, заготавливали материал для нового музея, рубили, пилили, строили...
17 ТЫСЯЧ ЭКСПОНАТОВ
«Здание возводили в 1964–1968 годах. Потом занимались внутренней отделкой и оформлением – надо было подготовить экспозиции, продумать наполнение музея, – рассказывает старший научный сотрудник Желанновского краеведческого музея Марина Савинова. – 15 октября 1969 года состоялось торжественное открытие, много гостей приехало, односельчане собрались. А годом основания музея считается 1958-й, когда появился школьный краеведческий уголок, ведь именно из этого уголка и вырос наш музей». Вырос он с того времени серьезно. Такой коллекции, как в Желанном, мог бы позавидовать и районный музей, да и некоторые городские музеи не могут похвастаться такой разнообразной экспозицией. За шесть десятилетий здесь накопилось около 17 тысяч экспонатов. Складывался фонд по крупицам и вырос в серьезное собрание, вобравшее в себя все грани местной жизни и способное впечатлить даже искушенных посетителей.
«Вот здесь у нас фотографии тех людей, благодаря которым появился наш музей. Николай Илларионович Панин – основатель и идейный вдохновитель, – показывает Марина Савинова на размещенные на стене портреты. – Вот это Николай Терентьевич Кошелев, он тоже внес огромный вклад в создание музея. Весь отдел природы создан благодаря его стараниям».
Надо сказать, отдел природы здесь очень серьезный, в нем представлено, пожалуй, все разнообразие флоры и фауны Шацкого района. «Николай Терентьевич был участником Великой Отечественной войны, после которой судьба забросила его в наши края и он работал в местной школе учителем труда. Он очень любил природу, лес, птиц». Даже на фотографии он запечатлен с птицей на плече. Практически все чучела в Желанновском музее выполнены его руками.
ПОСЫЛКИ С МИНЕРАЛАМИ
В Желанновском музее собрана богатая геологическая коллекция: более 3 тысяч минералов. Чего здесь только нет! Всем этим изобилием музей обязан Виктору Панину – брату директора школы. «Виктор Илларионович был геологом, трудился на этом поприще не один год, потом приехал сюда и стал работать учителем географии в местной школе, – продолжает Марина Савинова. – Коллекцию минералов он с учениками собирал со всего Союза. Отправляли письма в разные геолого-разведывательные экспедиции и на геологические станции, просили прислать образцы горных пород». Из разных уголков большой страны в Желанное отправлялись посылки с минералами всех видов. Так удалось собрать действительно мощную геологическую подборку: флюориты, галиты, пириты, халькопириты, горный хрусталь, малахит, яшма, змеевик, гранат, мрамор, гранит… Посетители, кстати, охотно пополняют эту коллекцию. Благодаря гостям в собрании появились различные жеоды, необычный коралл и другие «уникальности». Коллекция музея признана одной из самых интересных не только в Рязанской области, но и среди других краеведческих музеев страны.
«А вот фотография супруги директора школы, Александры Федоровны Паниной, – продолжает знакомить с основателями музея Марина Савинова. – Она работала учителем русского языка и литературы. Водила ребят в экспедиции по селам и деревням, чтобы собрать произведения устного народного творчества. Благодаря ее трудам был создан отдел искусств нашего музея».
Рядом – портрет Софьи Ивановны Кошелевой, проработавшей в музее всю жизнь. Супруга Николая Кошелева, того самого, кто отвечал за отдел природы, трудилась здесь научным сотрудником, проводила экскурсии, комплектовала музейные фонды. Она – единственная из оставшихся в живых создателей Желанновского музея. Сейчас здоровье уже не позволяет ей вставать с постели, а когда-то Софья Ивановна, как и другие желанновские энтузиасты, проводила в музее, пожалуй, больше времени, нежели дома. «Наш музей необычен тем, что его создатели жили им. Может быть, даже собственным домом занимались меньше, чем хлопотали о музее, – говорит Марина Савинова. – Все свои силы они тратили на создание музея».
ГЛАВНЫЙ ЭКСПОНАТ – ДУШЕВНОСТЬ
За год желанновскую экспозицию посещает около 8 тысяч гостей! И это притом, что места эти находятся далеко от привычных туристических маршрутов. И, несмотря на это, в Желанное едут. Наверное, потому, что здесь можно окунуться в удивительную атмосферу душевности.
Сотрудники музея проводят уроки для детей, всевозможные мастер-классы, готовят разные программы. А в середине лета в Желанном проводят фестиваль самобытной культуры «Под синим небом желанновских раздолий». Здесь выступают песенные и танцевальные коллективы, дети играют в старинные игры, мастерят обрядовых кукол – словом, желанновские раздолья позволяют повеселиться от души. Кстати, не только на фестивале, но и в другие дни гости музея могут смастерить Желаннушку – куклу в яркой пышной юбке. Ее придумала одна из сотрудниц музея – Татьяна Сафронова. Создавая образ, мастерица хотела, чтобы Желаннушка стала символом радушия и доброжелательности ее земляков. А они и правда доброжелательные и гостеприимные. Потому и музей отличается такой душевностью.
Конечно, как и в большинстве краеведческих музеев, центральную часть занимает отдел животного и растительного мира – это главное музейное богатство. Здесь можно увидеть едва ли не всех представителей местных лесов, полей и рек. «Это орлан-белохвост. Хищник, который летает над крупными водоемами, вылавливает рыбу. Размах его крыльев достигает полутора метров, – объясняет Савинова. – А это цапля. В селе Выша, что неподалеку от нас, есть целый цапельник: как только наступает тепло, цапли прилетают туда и живут в своих гнездах на верхушках сосен до самой осени. Так что там почти заповедник – местные жители оберегают цапель, следят, чтобы их никто не беспокоил».
Каких только птиц не увидишь в Желанновском музее! Зеленушка, щегол, овсянка, кукушка, зимородок, длиннохвостая синица, сова болотная… Хищники всех калибров – подорлик побольше, малый ястреб совсем небольшой, но от этого не менее хищный: в желанновской экспозиции он замер с добычей. Два сокола – чеглок и канюк – тоже представители хищного семейства. Дубоносы, мощные носы которых позволяют вышелушивать зернышки из вишневых косточек. Золотистые щурки – яркие зелененькие птички, похожие на попугайчиков, на самом деле являются настоящим наказанием для пчеловодов, ведь они уничтожают пчел. О не менее колоритных иволгах с ярко-желтым оперением в Желанном тоже можно узнать интересные факты: оказывается, самцы этой породы очень красиво поют, а пение самочек похоже на мяуканье кошки. А вот очень оригинальное гнездо синицы-ремез – как фонарик, висящий на ветке. Вход в гнездо синичка делает узким, чтобы сохранить тепло для птенцов.
В музее взрослый человек может почерпнуть немало новых знаний. Что уж говорить о детях! «Рядом с нами очень много птиц, просто зачастую мы не замечаем этого разнообразия, – говорит Марина Савинова. – Николай Терентьевич много ходил с ребятами по лесам, знакомил их с богатством нашей природы. Он и сам не мог жить без леса, и учеников приучил заботиться о том, что нас окружает».
Можно сказать, что в период своего становления музей был своего рода исследовательским центром, в котором одним из педагогов для школьников стала сама природа. Ребята много времени проводили в лесу, изучали повадки птиц, учились распознавать их голоса, отслеживали пути миграции, разгадывали следы разных животных. В таких природных экспедициях было сделано немало открытий. К примеру, в заброшенном дупле дятла ребята как-то нашли лесную соню – до этой находки ученые считали, что похожий на мышь зверек с пушистым хвостом живет южнее. Еще одна неожиданная для рязанских краев находка – сова сипуха, которая, как правило, обитает в западных регионах нашей страны. Обнаруживали школьники и редкие виды цветов и деревьев, а как-то удалось совершить и вовсе уникальную находку – череп мамонта.
Диорамы показывают природу Шацкого края в разные времена года. Диораму, посвященную весне, в числе других птиц украшает журавль. Это экспонат с интересной судьбой. «Как-то давно пастух из соседнего села пас стадо и наткнулся на журавленка со сломанной ножкой. Он забрал его, вылечил, и журавленок так его полюбил, что даже в теплые края не улетал со своими сородичами – так и ходил по двору вместе с домашней птицей, – рассказывает Марина Савинова. – Журавлик жил так несколько лет. Пастух очень любил своего Журку, а тот везде следовал за хозяином. Как-то пошел с ним на ферму и, видно, наклевался протравленного зерна, да от этого и погиб. Хозяин принес своего Журку к Николаю Терентьевичу и попросил сделать чучело. Так у нас появился этот экспонат. Хозяин частенько приходил потом в музей, разговаривал с Журкой».
Между прочим, до недавнего времени в Желанном был один очень неординарный экспонат – единственный на всю область. Когда в Желанном появился верблюд Вася, то быстро стал одной из главных достопримечательностей здешних мест. Василий был очень приветливым, хорошо шел на контакт с посетителями. Все сотрудники до сих пор с грустью рассказывают о потере своего «коллеги». Год назад Вася заболел, вылечить его не удалось, и теперь музей остался без одной из своих изюминок. Пони Ночка и ослица Маша как могут развлекают посетителей, особенно маленьких. Но до Васи им, конечно, далеко – все-таки не часто увидишь верблюда в глубинке Рязанского края.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
После знакомства с природой Шацкого края гости музея переходят к истории. Этот зал начинается с самых далеких времен – здесь можно увидеть тот самый череп мамонта, который когда-то был найден школьниками. Каменные топоры, скребки, долота, осколки керамики – все это находили в разных уголках района. Кстати, именно здесь, у села Польное Ялтуново, археологи обнаружили стоянку человека 35-тысячелетней давности – это самые древние следы человеческого пребывания на территории Рязанской области.
В соседних витринах – семейный альбом крупнейших местных землевладельцев Нарышкиных и охотничий дневник управляющего их имением Байкова. Красивым аккуратным почерком в нем записано, кто приезжал, сколько было добыто глухарей, тетеревов, зайцев. Еще один любопытный экспонат – художественное досье, которое принадлежало графу Воронцову-Дашкову. «Потом граф подарил этот альбом земскому врачу, а много лет спустя дочь врача передала альбом в музей, – объясняет Марина Савинова. – А вот здесь у нас земельная грамота от потомственного дворянина Алексея Яковлева – он дарит землю своему бывшему крепостному Ивану Палагину. Его родственники передали эту грамоту в музей, теперь эта реликвия хранится у нас. Так постепенно в нашем музее появлялись ценные документы».
Не менее интересны экспонаты крестьянского быта: ручная мельница, дуга с поддужными колокольчиками, цеп для обмолота зерна, амбарные ключи внушительных размеров, ступа, огромная картофелемялка, которая помогала готовить еду и делать крахмал… Балаболы, которые носили на шеях здешние коровы, вилы необычной конфигурации, соха, безмены, зернотерки – чего здесь только нет. Некоторые сотрудники музея еще помнят, как ездили в недалеком прошлом на выборы на телеге, причем обязательно с колокольчиками.
Любопытный экспонат – коса-литовка. «По указу Петра I к нам присылали специальных учителей из Курляндии и Лифляндии – они обучали крестьян пользоваться такой косой. А поскольку учителя были литовцами, то и косу прозвали литовкой, – разъясняет Марина Савинова. – Дальше в экспозиции представлен щеподральный станок. Этот старинный агрегат, который отдал в музей один из жителей Желанного, напоминает о том времени, когда крыши крыли щепой. На этом станке обдирали с пеньков щепу, а потом покрывали ею крыши Желанного, Завидного и прочих окрестных сел и деревень».
«В ЖЕЛАННОМ ВСЕ СПОКОЙНО»
Еще один интересный предмет – стукалка, или колотушка. В старину с такими ходили по деревне. Если вдруг замечали пожар, стукалка оповещала односельчан о беде.
В каждой избе была, конечно, зыбка – колыбелька. Не обходился дом и без подцепок – они были нужны мамам, чтобы одновременно качать ребенка и продолжать заниматься домашними делами, например прясть. «В некоторых домах до сих пор сохранились штыречки в потолке – крючки, на которые вешали зыбки, – объясняет Марина Савинова. – У женщины всегда было много дел, приходилось крутиться». Есть здесь и погремушки, и «мобили» того времени – куколки, которые вешались над зыбками. «Позже на помощь женщинам пришли самопрялки, это было хоть каким-то облегчением тяжелого труда, – показывает экскурсовод на образец обновленной прялки. – В соседнем селе Конобеево жили мастера, которые славились изготовлением самопрялок».
Есть в экспозиции музея и нарядные народные костюмы. «Праздничные костюмы дожили до нашего времени, потому что хранились в сундуках, надевались очень редко, – говорит Марина Савинова. – Это вот костюм женщины Тамбовской губернии, это – мордовская рубаха, праздничные лапти. А вот здесь у нас костюм просватанной девушки Шацкого уезда. Невест в наших краях наряжали в рубахи-длиннорукавки. Такие называли печальными или плакательными рубахами. Девушки плакали, прощаясь с девичьей жизнью, и утирали слезы рукавом, чтобы потом в замужестве слез не видеть, все отплакать заранее». Здесь же и сундучок с «приданым», в нем хранятся образцы одежды, похожие на настоящие наряды наших предков. Любой желающий может примерить кокошник, кичку и прочую одежду позапрошлого столетия.
От бочонков для сбивания масла, старинных утюгов, от кочедыка (инструмента для плетения лаптей), от экспозиции, демонстрирующей различные промыслы – от изготовления саней до вязания носков, – посетители перемещаются в зал революции. Эту страницу истории в Желанном перевернули в ночь с 31 декабря 1917 года на 1 января 1918-го. Здесь все, чем жили после этой даты в Шацком районе – первые советские деньги, портреты вождей, кулацкие обрезы.
Следующий этап – военный. Из деревень и сел ушло на фронт 18 тысяч жителей Шацкого района. Портреты некоторых из героев заняли места на стенах музея. Среди них можно встретить знакомое лицо – это один из основателей музея, тот самый любитель природы Николай Терентьевич Кошелев. В 18 лет он ушел на фронт, всю войну прошел разведчиком. В военной части экспозиции можно увидеть... старинное пианино. Оно здесь не случайно. Инструмент передал музею житель Шацка: его родственник привез такой трофей после войны из Германии. Есть в сельском музее своя история матери солдата. Агафья Филатова отправила на фронт пятерых сыновей, и одна за другой в ее дом пришли похоронки. Последняя – в конце апреля 1945-го...
* * *
С одной стороны, в Желанновском музее все по-сельски просто, с другой – серьезно, продуманно, грамотно. Да и атмосфера и искреннее гостеприимство, с которым встречают здесь всех гостей, не могут оставить равнодушным ни одного человека. Неудивительно, что посетители любят это место. Удивительно другое: как этот небольшой и уютный музей собирает и хранит память поколений, чтобы у нас всегда была возможность прикоснуться к прошлому.