Гусеничный трактор Т-150 3 тягового класса разработан так, чтобы заменить Т-74 выпускаемый Харьковским тракторным заводом. Особенности гусеничного трактора Т-150 заключаются в V-образном 6-и цилиндровым дизельном двигателе и сложной системой КПП. Просторная и с хорошим обзором кабина трактора Т-150 смещена к центру.
Трактора Т-150 и Т-150К унифицированы в двигателе СМД-62, объём мотора 9.15 литра, с мощностью 165 л. с. На двигателях установлен турбокомпрессор, запуск его осуществляется с пускового двигателя, работающего на бензине. Ресурс двигателя СМД-62 меньше, чем на ЯМЗ-236 и еще в 90 годах начали самостоятельно устанавливать двигатели ЯМЗ-236, позже на самом заводе на Т-150 комплектовали двигатели ЯМЗ-236.
На гусеничных Т-150 КПП сильно отличаются, хотя некоторые детали взаимозаменяемы от колесного Т-150К. КПП механическая, 3-х ступенчатая, 3-х диапазонная, обеспечивает девять передач переднего хода и три передачи заднего хода, с шестернями постоянного зацепления, переключаемая на ходу без разрыва потока мощности внутри диапазона с помощью гидроподжимных муфт, с раздвоением потока мощности на два борта, обеспечивающем поворот трактора, с механизмом блокировки пуска двигателя при включенном диапазоне.
Проще сказать: КПП Т-150 с двумя бустерными валами, на каждом свой набор гидромуфт, на каждом валу свой гидрораспределитель управления. По сути две коробки-полуавтомата.
Усилия на штурвале очень небольшие, легкое в управлении, комбинируя штурвал или рычаги передач трактор поворачивается. Главное в отличие от традиционных схем с планетарной или фрикционными муфтами, если управлять поворотом не с помощью руля, отстающая гусеница не отключается от потока мощности, а движется с меньшей скоростью, как у танка с БКП. Это огромное преимущество перед старым ДТ или Алтайским Т-4.
Хорошо продуманная ходовая, каретка балансирует на двух пальцах, в отличие от ДТ, где палец один, у кареток имеются амортизаторы. Более продумана система натяжения и амортизации ленивца. На Т-150 установлен спереди двигатель и мощный задний мост, такая конструкция передает хорошо тяговые усилия техники.
Слабость Т-150 в самой универсальной КПП, в транспортном режиме поворачивать трактор приходится переключением передач по бортам, например, по левому борту вторая, по правому третья, чем больше разница, тем круче поворот. Пока трактор доедет с поля на базу, сколько раз переключатся передачи? Ремонт КПП дорогой и сложный, чтобы добраться до КПП необходимо снять кабину.
В тракторном заводе Харькова до 2020 года выпускали современные гусеничные трактора ХТЗ-181. Вместо металлических литых гусениц на тракторах начали устанавливать резинометаллические гусеницы.
Недавно в пункт приема металлоприема привезли трактор Т-150 на гусеничном ходу. Трактор с 90-х годов в основном использовали как учебный экспонат, изредка выезжали. После расформирования одного учебного центра его передали в другое учебное заведение, где он простоял несколько лет.
Ролик про гусеничный трактор можете посмотреть здесь.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"