Печальная «Девушка с кувшином» - такой же символ Царского села, как, скажем Янтарная комната или Камеронова галерея. И это единственная статуя, которая была изготовлена специально для Екатерининского парка.
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
А.С. Пушкин
Первоначально в этом месте находился родник. Во времена Екатерины к роднику вела каменная лестница. Однако со строительством в 1758 году рядом с родником Катальной горки, он был заключен в особую камеру, из которой по подземному водоводу вода стекала к пруду.
История статуи началась в 1808 – 1810 году, когда император Александр повелел благоустроить участок на месте бывшей Катальной горы. Руководили работами садовый мастер Иоганн Буш и архитектор Луиджи Руска, автор портика Перинных рядов.
А вот декорировать пространство у родника поручили инженеру Августу Бетанкуру. Перед ним стояла задача «отделать место сие в хорошем вкусе». На мой взгляд, ему это удалось. Родник был преобразован в фонтан. Разработана сложная система подачи воды в фонтан. Кстати, чертежи этой системы были утрачены.
И когда в 1877 году вода в фонтане стала исчезать и встал вопрос о реконструкции фонтана, пришлось проводить специальные исследовательские работы.
Статую к фонтану создал академик Императорской Академии художеств Павел Соколов, автор крылатых львов на Банковском мосту, львов на Львином мостике, сфинксов на Египетском мосту (они позже были перемещены на пристань на Крестовском острове). Она была установлена в парке лишь в 1816 году. Отлита была в мастерской Императорской академии художеств. А до момента установки на камне сидела гипсовая «Девушка с кувшином», которая сейчас выставляется в Русском музее.
Современники полагали, что «Девушка с кувшином» – это молочница Перетта, героиня басни «Молочница и кувшин с молоком» Лафонтена, любимого поэта Александра I и Августина Бетанкура. В басне молочница идет с кувшином, полным молока, на рынок и мечтает, сколько денег она за него выручит. Увлекшись, девушка роняет кувшин, молоко проливается. Перетта присаживается рядом с черепками и грустит о своих несбывшихся мечтах.
Однако скульптор не стал придавать статуи комичности. Напротив, он изобразил не крестьянку, а изящную девушку в греческой тунике, которая в глубокой задумчивости и печали смотрит на свой разбитый кувшин.
По одной из легенд, Петр Смирнов изобразил супругу Александра I Елизавету Алексеевну, придав статуе черты императрицы. По словам современников, императрица была прелестна, имела изящную фигуру и тонкие черты лица.
В то время императрица скорбила о своих рано умерших дочерях, а скульптор ей искренне сочувствовал.
Шли годы, статуя стала символом парка. Почти каждый поэт, приезжавший в Царское село, слагал о ней стихи. Александр Пушкин, Анна Ахматова, Всеволод Рождественский…
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
А.А. Ахматова
Осенью 1941 года статую не успели вывезти. И зарыли на даче графини Юлии Самойловой на Павловском шоссе. Однако фонтан работал – вода лилась из кувшина. Что стало спасением для многих местных жителей – ведь водопровод был разрушен.
В 1944 году, к Дню рождения Александра Сергеевича Пушкина, «Девушку» отрыли и переместили в Лицей, в комнату поэта. А весной 1945 года статуя вернулась на свое место.
Однако сейчас мы любуемся не оригинальной статуей – она перемещена в запасники музея-заповедника «Царское село». В парке установлена копия, отлитая на заводе «Монументскульптура» в 1990 году.
Супруга императора Николая I, Александра Фёдоровна, подарила копию скульптуры своему брату, принцу Прусскому Фридриху Карлу Александру. «Девушка» стояла в Глиникском дворце недалеко от Потсдама. Во время Второй мировой войны эта статуя пропала. Сейчас вместо нее установлена копия, отлитая еще в СССР.
Еще одна версия «Девушки с кувшином» работы того же скульптора украшала парк в бывшем имении князей Волконских в Суханове под Москвой. А потом была перемещена к мавзолею князей Волконских.