Тридцать лет независимой Украины прошли под знаком ударного мифотворчества, главной задачей которого было придумать историю государства, которого никогда не было. И сегодня эта концепция существует в Незалежной вполне официально.
«Украина и Европа всегда были друзьями»
И Петр Порошенко, и Владимир Зеленский в публичных выступлениях не раз упоминают некую «Русь — Украину», тем самым пытаясь доказать, что история Древнерусского государства в действительности была историей исключительно современной Украины. Россия же в этом концепте подается как нечто враждебное и чуждое.
На страницах aif.ru мы не раз разбирали и происхождение термина «Киевская Русь», и биографии первых русских князей, а также другие реальные истории и украинские мифы. Но Киев всегда готов подкинуть что-нибудь новое.
Официальный аккаунт МИД Украины решил следующим образом вспомнить о князе Владимире Святом и крещении Руси: «Украина и Европа всегда были друзьями. В 988 году князь Владимир обратил Киевскую Русь в христианство и решил, что нам нужно вступить в ЕС».
Не будем придираться к упоминанию Евросоюза в X веке — подразумевается, что уже тогда Древнерусское государство стремилось стать частью Европы.
Политический выбор
С одной стороны, князь Владимир действительно стремился добиться международного признания. Но дело в том, что крещение Руси, как ни странно, как раз и предопределило особый путь и особую культуру страны, отличную от той, которую исповедовали государства, спустя тысячу лет вставшие у истоков ЕС.
Безусловно, решение о крещении страны носило политический характер. Киевский князь пытался развивать торговые связи с христианскими государствами, однако те крайне негативно относились к языческой Руси. Первоначально Владимир предпринял несколько попыток реформирования языческого культа, приближая его к единобожию. Убедившись, что такие полумеры не дают эффекта, он решился креститься сам и крестить своих подданных.
По наиболее распространенной версии, князь Владимир принял крещение в Крыму, в Корсуни (Херсонесе Таврическом), в 988 году, вместе со своей дружиной. Принятие крещения было также условием женитьбы Владимира на сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII Анне. По возвращении в Киев Владимир повелел опрокинуть языческие идолы, а подданных крестить в массовом порядке.
Свой путь
Казалось бы, стремление в Европу налицо. Однако тут важно, от кого Владимир принял крещение. Византия, Восточная Римская империя, существовавшая на стыке двух континентов, к тому времени превратилась в совершенно обособленное от Старого Света в религиозном и культурном плане явление.
Церковный раскол между Римом и Константинополем, который обычно датируют XI веком, начался гораздо раньше. Для Древнерусского государства, существовавшего изначально на границе цивилизаций, византийская культура оказалась значительно ближе и понятнее западноевропейской. К 988 году между древнерусскими землями и Византийской империей существовали тесные связи, порой прерывавшиеся военными походами, которые, как ни парадоксально, только способствовали сближению.
Разграбление по-братски: как «цивилизованный Запад» уничтожил Константинополь
Между тем сама Византия, положив начало христианству в России, приближалась ко временам своего заката. Византийский император, взывая к христианскому братству, обратился к папе римскому с просьбой о военной помощи для защиты от неверных. Защита, однако, обернулась вмешательством во внутренние дела Византии. Весной 1204 года крестоносцы захватили и разграбили Константинополь.
Один из их — Жоффруа де Виллардуэн — писал в хронике «Завоевание Константинополя»: «Огонь начал распространяться по городу, который вскоре ярко запылал и горел всю ночь и весь следующий день до самого вечера. В Константинополе это был уже третий пожар с тех пор, как франки и венецианцы пришли на эту землю, и в городе сгорело больше домов, чем можно насчитать в любом из трех самых больших городов Французского королевства.
Остальная армия, рассыпавшись по городу, набрала множество добычи, — так много, что поистине никто не смог бы определить ее количество или ценность. Там были золото и серебро, столовая утварь и драгоценные камни, атлас и шелк, одежда на беличьем и горностаевом меху и вообще все самое лучшее, что только можно отыскать на земле. Такой обильной добычи не брали ни в одном городе со времен сотворения мира».
Счет горожан, убитых во время грабежей, шел на тысячи, количество изнасилованных женщин вообще никто не подсчитывал.
Уничтожению и разграблению подвергались христианские святыни, включая храм Святой Софии.
Формально Византия просуществовала еще более двух веков, однако преступление крестоносцев предопределило ее судьбу.
За корону нужно платить
Древнерусское государство, вступившее в период феодальной раздробленности, стояло на пороге своей катастрофы — ордынского ига. Однако пример Константинополя показал, что самый страшный удар может быть нанесен в спину.
Во время ордынского нашествия каждый выбирал свой путь. Князья Владимиро-Суздальской Руси, потеряв независимость, тем не менее смогли сохранить и веру, и культуру.
Даниил Романович Галицкий, ставший в 1240 году князем киевским, решил отбиться от кочевников с помощью Рима, принял от папы титул «короля Руси». Вот этот шаг, если угодно украинскому МИД, можно считать попыткой «вступления в ЕС». Однако движение в этом направлении при потомках Даниила обернулось полным исчезновением Галицко-Волынского княжества с карты — оно было поглощено Польшей.
Окатоличивание, униатство стали платой за курс в сторону Запада. Древнерусские земли, «вступив в ЕС», стали частью других государств, не воспринимавших потомков тех, кого крестили в 988 году, как носителей самостоятельной культуры.
Наследие Византии, наследие Владимира Святого выжило во Владимиро-Суздальской Руси, трансформировавшейся сначала в объединение земель вокруг Москвы, а затем в Россию, при Петре Великом ставшую империей.
Дорога к гибели
Таким образом, то, что МИД Украины называет «вступление в ЕС», на деле является полным отрицанием шага, который в 988 году совершил князь Владимир.
Но как Даниил Галицкий, приняв королевскую корону, предопределил для западнорусских земель столетия бесправия и рабства, так и нынешние киевские власти уничтожают 1000 лет собственной истории.
Крестоносцы, пришедшие с Запада спасать Константинополь, разорили его. Крестоносцы, пришедшие с Запада в 2022 году, чтобы спасти Незалежную, заняты ровно тем же самым.
Но проводить такие параллели МИД Украины не будет — у него другие задачи.