Село Верхнее Маслово находится в восьми километрах от древнего города Зарайска на берегу реки Незнанки. Украшение села – недавно отреставрированная церковь Николая Чудотворца. Кирпичный храм был построен в 1905 году на средства прихожан. В советские годы богослужения не проводились, и постепенно храм пришел в запустение: были утрачены крыша, барабан купола, внутреннее убранство. В архитектурном отношении церковь служит образцом эклектики и сельского церковного строительства начала XX столетия.
Первое упоминание «сельца Маслова» находится в платежных книгах 1595 года, где оно значится вотчиной помещика Ивана Ивановича Ракитина. В 1766 году потомок этого землевладельца Иван Степанович Ракитин построил здесь деревянную церковь, которая изначально была освящена в честь великомученика Димитрия Солунского. По церкви и сама усадьба Ракитиных стала называться Дмитриевской. Церковь долгое время была ружной, то есть не имела прихода. Все расходы, включая жалование священнослужителей, брал на себя непосредственно помещик, владелец усадьбы.
В 1838 году статус церкви изменился: из ружной домовой она стала приходской. В новый приход первое время вошли деревни Сухотники и Бровкино. Возможно, тогда же церковь сменила посвящение и стала именоваться Никольской. К концу XIX столетия к приходу церкви Николая Чудотворца относились, кроме села Верхнее Маслово, также деревни Масловские выселки и Ивахнова.
Последнее селение по старому административному делению относилось к Каширскому уезду, а само Верхнее Маслово – к Зарайскому. Верхнее Маслово располагалось на стыке губерний. Прежний Каширский уезд был значительно больше нынешнего одноименного района и входил в Тульскую губернию, а Зарайский уезд был частью Рязанской губернии. Таким образом, в Никольский приход, теперь подмосковный, когда-то вместе входили рязанские и тульские крестьяне.
В 1870-е годы в Никольской церкви был положен причт в составе одного священника и одного псаломщика. Из настоятелей церкви, служивших в Верхнем Маслово с 1766 по 1883 годы известны следующие: Иван Васильев, Максим Степанович Никитинский, Лазарь Михайлович Очкин, Михаил Петрович Гумилев, Яков Иванович Курков.
В 1905 году была построена сохранившаяся до настоящего времени каменная Никольская церковь. В облике сельской церкви зодчий воссоздал детали, отсылающие к храмовой архитектуре московского узорочья: кокошники, ширинки, городчатые карнизы, полуколонки и т.д. В глаза сразу бросаются резные каменные наличники на парных окнах фасадов здания. Нарядные наличники также имитируют формы русского зодчества второй половины XVII века.
В статистическом сборнике 1906 года «Населенные места Рязанской губернии» есть указание на то, что после постройки в Верхнем Маслово новой кирпичной церкви, старая деревянная какое-то время сохранялась. О занятиях жителей сказано, что, помимо сельского труда, были заняты отхожим промыслом в Москву и Зарайск. По обычаю выходцы из этого села служили в трактирных заведениях.
Уроженцем села Верхнее Маслово был талантливый крестьянский поэт-самородок Михаил Егорович Захаров (1873-1912). Будучи в юности подпаском, Захаров, как и многие земляки, отправился на заработки в Москву, где прислуживал половым в трактирах. В дальнейшем сменил множество профессий: работал актером, репортером в газете, наборщиком в типографии. В итоге нашел призвание на литературном поприще.
В Москве Михаил Егорович посещал литературный кружок имени крестьянского поэта Ивана Захаровича Сурикова (1841-1880), автора слов знаменитой песни «Степь да степь кругом». В 1900 году многие писатели из народа объединились в официальный кружок, который сначала назывался «Московским товарищеским кружком из народа». В 1903 году объединение стало официально называться «Суриковским литературно-музыкальным кружком».
Один из руководителей кружка поэт и переводчик Иван Алексеевич Белоусов в своих воспоминаниях «Литературная Москва» посвятил уроженцу Верхнего Маслова несколько строк: «Так писал поэт Михаил Егорович Захаров; он тоже выходец из деревни; в Москве служил наборщиком в типографии, где и познакомился с русской литературой, сам начал писать стихи и в 1895 году выпустил книжку своих стихов. Умер Захаров в 1912 году». Зарайский краевед В. И. Полянчев также указывал, что Захаров был издателем собственного журнала «Народники».
Писателю-самоучке были близки христианские мотивы чаяния всеобщего братства. В то же время в его творчестве отражены переживания тяжелого деревенского труда и нужды. А деревенская жизнь была полна испытаний: эпидемии, пожары, неурожаи. Утешение находили порой только в молитве и церкви.
Показательно сохранившееся в статистическом сборнике Рязанской губернии прошение крестьянина села Верхнего Маслова Максима Нефедова, 75-летнего старика, который пришел в полную бедность от неурожаев, кроме того, оставленный своими беспечными детьми на произвол судьбы. А «в довершение самой жалкой жизни», в 1899 году у него сгорел дом со всем имуществом. Но все испытания крестьяне переносили с кротостью и без ропота. «Не умолили мы, грешные, – видно, до Бога высоко, а до царя далеко», – так говорила одна старуха о случившемся в Рязанской губернии в то время неурожае.
Вот строки из стихотворения деревенского поэта из Верхнего Маслова Михаила Егоровича Захарова, которые созвучны этому настроению:
Хорошо бы теперь отдохнуть,
От тяжелой борьбы непосильной,
Сном покойным под сенью могильной
Хорошо бы навеки заснуть!
Неужель пропадут без изъятья
Всех великих идей семена?
Неужель не придут времена –
И не станут все люди, как братья?