20,1K подписчиков

Как Савва Мамонтов привил публике любовь к русской опере. Римский-Корсаков, Рахманинов и Ипполитов-Иванов

202 прочитали

Савва Мамонтов сначала создал любительский театр в своем имении Абрамцево, а потом открыл Частную русскую оперу. Она стала первой негосударственной оперной антрепризой, которая имела постоянную труппу и ставила в основном русские произведения. Читайте, как на сцене мамонтовского театра прошли премьеры «Снегурочки», «Псковитянки» и «Садко» Николая Римского-Корсакова, кто из художников-передвижников создавал декорации и костюмы и как Мамонтов открыл известных певцов и дирижеров — Надежду Салину, Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова и Николая Ипполитова-Иванова.

ФЕДОР ШАЛЯПИН В РОЛИ ВАРЯЖСКОГО ГОСТЯ В ОПЕРЕ НИКОЛАЯ РИМСКОГО-КОРСАКОВА «САДКО». МОСКВА, НЕ РАНЕЕ 1898 ГОДА. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА, МОСКВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ФЕДОР ШАЛЯПИН В РОЛИ ВАРЯЖСКОГО ГОСТЯ В ОПЕРЕ НИКОЛАЯ РИМСКОГО-КОРСАКОВА «САДКО». МОСКВА, НЕ РАНЕЕ 1898 ГОДА. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА, МОСКВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В 1896 году Николай Римский-Корсаков закончил «Садко» — оперу-былину, совершенно новый жанр для мировой музыки. Мариинский театр ее отверг — произведение показалось руководству слишком сложным. И Мамонтов предложил композитору поставить оперу у себя. Римский-Корсаков оговорил условие: «полный оркестр и достаточное число оркестровых репетиций при хорошей разучке». Премьера состоялась 28 декабря 1897 года, публика была в восторге. А критик Николай Кашкин писал в газете «Русские ведомости»: «После «Садко» мы считаем Н.А. Римского-Корсакова решительно не имеющим соперников между современными композиторами в отношении художественного мастерства… Русской частной опере выпала на долю честь и даже историческая заслуга впервые поставить такое замечательное произведение».

САВВА МАМОНТОВ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «АБРАМЦЕВО», МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
САВВА МАМОНТОВ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «АБРАМЦЕВО», МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

В 1897–1898 годах в Частной опере прошли премьеры «Опричника» Петра Чайковского, «Хованщины» Модеста Мусоргского, «Бориса Годунова» Римского-Корсакова. Мамонтов писал: «Наблюдается знаменательное явление. Публика резко выражает симпатии к русским операм, а из иностранного репертуара ничего знать не хочет. Хорошо исполненные «Ромео и Джульетта» или «Самсон и Далила» не собирают и трети театра. Словом, князья, бояре, витязи, боярыни, простонародье, скоморохи со сцены не сходят».

А в 1897 году Мамонтов пригласил в Частную оперу Сергея Рахманинова, который только окончил Московскую консерваторию. Он проработал в театре дирижером-постановщиком всего год, но за это время сильно подтянул оркестр и ансамбль. Благодаря этому Римский-Корсаков начал сотрудничать с Русской оперой, там поставили «Майскую ночь» и «Веру Щелогу», а главную роль Марфы в «Царской невесте» композитор написал специально для Забелы-Врубель. Мамонтов же понял, как важно, чтобы Русскую оперу возглавлял профессиональный музыкант.

ВАСИЛИЙ ШКАФЕР (СЛЕВА) В РОЛИ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО И ФЕДОР ШАЛЯПИН В РОЛИ БОРИСА ГОДУНОВА В ОПЕРЕ НИКОЛАЯ РИМСКОГО-КОРСАКОВА «БОРИС ГОДУНОВ». МОСКВА, 1898 ГОД. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА, МОСКВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ А.А. БАХРУШИНА, МОСКВА
ВАСИЛИЙ ШКАФЕР (СЛЕВА) В РОЛИ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО И ФЕДОР ШАЛЯПИН В РОЛИ БОРИСА ГОДУНОВА В ОПЕРЕ НИКОЛАЯ РИМСКОГО-КОРСАКОВА «БОРИС ГОДУНОВ». МОСКВА, 1898 ГОД. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА, МОСКВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ А.А. БАХРУШИНА, МОСКВА

Когда Рахманинов оставил театр, его должность занял профессор Московской консерватории Михаил Ипполитов-Иванов. Композитор писал оперы, хорошо знал не только русскую, но и восточную музыку, а еще был учеником Римского-Корсакова. Осенью 1899 года он согласился поставить его «Царскую невесту» — и служил в Частной опере до января 1904 года. За это время он срежиссировал 25 опер, среди них — «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Мазепа» Чайковского. Во всех постановках он дирижировал сам.

11 сентября 1899 года Савву Мамонтова арестовали за незаконное использование денег Акционерного железнодорожного общества. Любатович и Винтер спешно вывезли из театра имущество, распродали и сдали в аренду. На эти деньги труппа продолжила выступать уже под именем Товарищества Русской частной оперы. В 1900 году суд признал Мамонтова невиновным, однако почти все свое состояние он уже потерял и с трудом поддерживал театр. В январе 1904 года театр закрылся окончательно, но, по словам композитора Бориса Асафьева, его существование стало «поворотным пунктом в истории не только русского оперного спектакля, но и всей истории русской оперной музыки».

Автор: Дарья Мартыненко