«У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон?!» – все помнят эти бессмертные строки Корнея Ивановича Чуковского. А когда в Санкт-Петербурге зазвонили самые первые телефоны? Летом 1882 года. А где это случилось? Ну конечно же, на Невском проспекте!
Точнее сказать так: на Невском проспекте располагалась самая первая телефонная станция, которую установила компания изобретателя чуда техники, англичанина Александра Белла. Возможно, с архитектурной точки зрения дом №26 на углу Невского и Малой Конюшенной и не самое примечательное здание, но ведь недаром говорится, что «на Невском каждый дом – со своей удивительной историей!» Вот и дом №26 – начало «телефонной истории» России.
О, телефоны! Наш лучший помощник, товарищ и друг (а для некоторых наших сограждан – увы, друг и вообще единственный), и нет большей неприятности чем «забыл телефон дома...» Как же вы, телефоны, изменились за почти 150 лет своей истории! Понятно, что покажи современный аппарат петербуржцу 1880-х годов – он просто не поймет, о чем речь, и какой именно прибор ему демонстрируется. Но ведь и дети наши, и даже многие молодые уже люди – вот покажи им телефонный аппарат хотя бы тридцатилетней давности, и ведь тоже не сразу сообразят, что там к чему!
Ну хорошо: аппарат с кнопочным набором цифр еще смогут «осилить». А вот с каноническим диском, который требовалось «накручивать»? Да, дети, вот в эти дырочки надо было засовывать пальчик, напротив циферки, и крутить по кругу, вот до той железной штучки. Это на самом деле – огромное в нашем детстве было удовольствие, которого вы, обладатели «тач-скринов», уже лишены.
А как объяснить, что такое «нет домашнего телефона», то есть, вообще нет, на него нужно «стоять в очереди»? Да, и ведь стояли, и по многу лет.
А пока нет домашнего – или к счастливым соседям, которым уже «поставили», ну или на улицу, в телефон-автомат, он же таксофон. Вот смотришь с детьми кинокартину «Игла», а там Виктор Цой звонит при помощи «двушки» на леске... Кто такой Виктор Цой, дети, к счастью, знают, но что он делает и зачем? Это он, дети, две копейки опускает и потом обратно вытаскивает, получается бесплатно звонишь. Двушка вообще была в своем роде очень ценная монетка. Вот даже у Бориса Гребенщикова есть такие строки в песне: «И две копейки драгоценней чем десять рублей...» Но копеек в нашей современной жизни тоже больше нет, и вновь приходится разъяснять, в чем соль.
А телефоны в коммунальных квартирах, с непременным карандашом на веревочке, и разными полезными буквами и цифрами на старинных обоях? А переходный вариант в виде телефона «спаренного», когда он уже не коммунальный, но все-таки еще и не совсем твой личный?..
Но довольно лирики. Перенесемся в самое начало, в лето 1882 года и представим себе, как работали первые телефоны.
«Алло, барышня! Мне Смольный! Алло, Смольный?! Мне барышню!!!» – теперь уже практически доисторическая квн-овская шутка для тех, кто еще помнит, что когда-то очень давно в Смольном располагался Институт благородных девиц. Но в целом, принцип действия описан верно. Нужно было снять трубку и громко...
У первых телефонов еще не имелось трубок, даже в «допотопном смысле». Был акустический конус, рупор, в который надо было и говорить, и из которого слушать. «Не слушайте ртом и не говорите ухом!» – именно так было написано на плакатах с «Правилами пользования»!
Значит, нужно было дождаться ответа «барышни», назвать ей желаемого абонента, после чего барышня производила соединение.
Производила, разумеется, вручную: просто втыкая штекер в соответствующее «гнездо». Это потом уже появились коммутаторы электрические, а вначале – всё лежало на хрупких женских плечах.
Поэтому первое требование, которое предъявлялось к телефонисткам – длинные руки, ну, в хорошем смысле. Просто чтобы иметь возможность быстро дотягиваться до всех нужных точек. Конкретно – рассматривались кандидатуры с ростом не менее 165 см. Сегодня для девушек это скорее «средний рост», но для барышень конца XIX века – это однозначно «высокий рост».
Но были и другие важные требования для соискательниц новой модной вакансии: например, принимали только незамужних. Да, современные работодатели, что греха таить, таких соискательниц предпочитают «отсеивать», держа в уме несложную комбинацию «Сейчас выскочит замуж, тут же родит, а мне потом ей декретные платить...» А у работодателей Девятнадцатого века был другой резон: «...Дабы лишние думы и заботы не приводили к частым ошибкам при соединениях...» Не было ли в этом какого «харрасмента» и дискриминации по гендерному признаку? По счастию, в девятнадцатом веке слово «харрасмент» еще не было известно. Ну и, разумеется – не в последнюю очередь от барышни требовался приятный голос!
Сколько стоила телефонная связь на самой заре своего развития? Один разговор обходился в 25 копеек, а пропорция следующая: рюмка водки в заведении среднего уровня стоила примерно пятачок. Несложная арифметика показывает, что радость от разговора с удаленным собеседником приравнивалась к удовольствию от алкогольного опьянения средней тяжести – ну что ж, вполне разумно!
Сколько «пользователей» было в самом начале? В момент открытия, летом 1882 года, обслуживаемых абонентов насчитывалось всего 128, но уже к осени их число удвоилось. А на «знаковую» отметку в тысячу номеров вышли к 1885 году, и тогда в сутки происходило в среднем 300-400 разговоров.
Ну а настоящий прорыв случился уже в начале ХХ века, когда закончился 20-летний монопольный контракт компании «Белл», и власти Санкт-Петербурга взялись за дело всеобщей телефонизации столицы всерьез. И важнейшее дело было сделано: в 1905 году новая телефонная станция на Большой Морской улице соединяла уже 40 тысяч телефонных аппаратов по всему городу!
А знаете, когда в Ленинграде появился миллионный телефонный номер? Подсказку можно найти во всеми любимой «Иронии Судьбы». Помните, Надя Шевелева диктует Жене Лукашину свой домашний номер? Он состоит из шести цифр, из шести: шесть цифр как раз и дают «ёмкость» в 999 999 номеров, и значит, на момент съемки киноленты в 1975 году номером в Ленинграде было еще меньше миллиона. Но на семизначные номера перешли сразу вскоре после выхода культовой новогодней киноленты.
А знаете, какой самый знаменитый ленинградский телефонный номер? Ну, конечно же – 2-12-85-06 из песни «Аквариума»! Вопреки ожиданиям – это не домашний номер любимой женщины, и даже не номер друга, и даже не хотя бы басиста Саши Тита, а просто удачно легшее в размер цифровое сочетание. И в реальности номер принадлежал какой-то невзрачной организации, не то ЖЭКу, не то почти дореволюционному «ЖАКТу»... но это уже отдельная история.
Итак, дом №26 по Невскому проспекту, на углу с Малой Конюшенной улицей. Пять минут пешком от нашего отеля http://www.nevsky32.ru на Невском проспекте, 32, идти в сторону Дворцовой площади. Дом, где началась «телефонная история» России. Невский проспект – удивительные истории за каждым домом!
В качестве саундтрека – «2-12-85-06». «Это твой номер-номер-номер-номер...»
Друзья, спасибо за ваши лайки и подписывайтесь на наш канал!
До встречи с новыми историями!
#отель на невском #невский проспект #отель в центре спб #крыши спб #выходные в спб #истории про петербург #hotelspb #номер для двоих спб