Преемники Римской империи.
В середине первого тысячелетия новой эры в истории человечества отчетливо обозначился крупный поворот, которому суждено было оставить неизгладимый след во всех сферах жизнедеятельности людей. Древний классический мир бесповоротно ушел в прошлое, а с ним и прежние украшения, утварь, оружие, фасоны одежды. Восточная Римская, а затем Византийская империя со столицей в Константинополе окончательно отделилась от Рима в 395 г. и просуществовала больше тысячи лет.
Представление о византийской придворной моде и начале церковной одежды нам лучше всего дает хорошо сохранившаяся до нашего времени красочная мозаика в Равенне. Мозаичное изображение в церкви Сан-Витале торжественного шествия императора Юстиниана и его жены Федоры (бывшей актрисы) , в окружении свиты является самой великолепной демонстрацией моды всех времен.
На императоре надета нижняя белая шелковая туника, подпоясанная золотым поясом и украшенная золотой отделкой. Верхний плащ пурпурного цвета, бывший античный хламис, ниспадающий до самой земли, украшен эмблемой наивысшей императорской власти-таблионом из драгоценной парчовой ткани. На его свите тоже таблионы, но только из гладкой ткани. Таблион- это как бы праздничный "фартук" , нашитый на плащ с передней и задней стороны.
Итак, что изменилось:
Античная одежда подверглась переменам при императорском дворе. Тога уже не драпируется, потому что теперь она шьется из жесткой парчи, на которой нашиты металлические пластинки и, кроме того она украшена многочисленной вышивкой, что делало ее еще более жесткой.
Такая одежда стоит , как праздничная упаковка вокруг фигуры. Таким образом, для византийской моды тело человека не представляют интереса, она создает из фигуры как-бы стилизованный абстрактный треугольник, заполненный богатой декорацией и орнаментом. Основу этой моды создают знаки отличия-вышитая и украшенная золотом отделка, а на голове диадема -для императрицы и головной покров у придворной дамы.
Ткань стала драгоценностью.
Женщина преобразилась с головы до ног, превратившись в сановницу. Шерсть и полотно забыты . Наступило господство парчи , затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной богатой вышивкой, жемчугом и золотом. Одежда ценилась как драгоценность.
Эти дорогие ткани вырабатывались в самой Византии, где уже с середины VI века знали тайну производства шелкового полотна. Производство парчи, сосредоточенное, главным образом, в Греции и Сирии, в то время уже не зависело от импорта по "шелковой дороге" из Индии и Китая. Изготовление шелковых тканей и пурпурового красителя стало в Византии государственной монополией.
Православная церковь-хранительница моды Византии.
Дорогие шелковые ткани , конечно, имели право носить только высокие сановники. а самые дорогие- только члены императорской фамилии. В Европу эти материалы попадали, прежде всего, как ценные дары для королевских дворов.
Иногда эти драгоценные ткани попадали в Европу и другим путем: например. случайно, во время крестовых походов ,либо через обмен товарами между Востоком и Западом.
Чаще всего парча была украшена геометрическими мотивами из кругов, квадратов, крестов и звездочек, либо стилизованными животными и растениями. Эти образцы ткачества Византии стали основой орнаментики Средневековья.
Византийская одежда сохранялась в русской моде на протяжении 800 лет . вплоть до царствования Петра I, почти без всяких изменений. Таким образом, представление о ее внешнем виде мы можем получить не только из равеннских мозаик и барельефов, но и по настоящим костюмам, сохранившимся от русского царского двора. И конечно, лицезреть вживую византийские одежды сегодня можно глядя на церковное облачение.
Если вам понравился материал- поставьте лайк, мне будет приятно. Также будет интересно обсудить эту тему в комментариях. а чтобы не пропустить следующие статьи- подпишитесь!