Найти в Дзене

Про супермоделей 90х. Старый конь и эйджизм.

В предыдущих материалах я затронул темы greenwashing, когда производитель утверждает, что продукт экологичнее, чем он есть. Или сделан из переработанного материала, а на деле - нет.

Экоактивизм на службе у маркетинга. Greenwashing.
Кирилл Акимов. Стилист29 апреля 2022

И вопрос так называемого curvewashing, то есть попытку создать видимость принятия разных форм и размеров.

Следующим я затрону ещё один немаловажный для моды фактор - возраст.

Keep young and beautiful,
It’s your duty to be beautiful.
Keep young and beautiful
if you want to be loved.

Песня Annie Lennox вышедшая в 92, как нельзя лучше описывает подход к канонам женской красоты - «будь молода и красива если хочешь чтобы тебя любили».

-2

Культ молодости, который индустрия моды и красоты продвигает, почти не претерпевал изменений. Да, конечно, прошло несколько столетий, и вот уже в 20 вы, будучи незамужней, не считаетесь прокаженной или старой девой. Но просто потому, что времена изменились - женщины обрели деньги и власть и имеют возможность сознательного выбора, а не рассматривают брак, как единственный способ устроить жизнь. 

Мы видим возрастных моделей в рекламе и на подиумах. Но на самом ли деле мода готова принимать этот феномен, готова смириться с постепенным старением или это всего лишь очередной маркетинговый ход и эйджизм жив как никогда? 

Carla Bruni, Claudia Schiffer, Naomi Campbell, Cindy Crawford, Helena Christensen Versace SS18
Carla Bruni, Claudia Schiffer, Naomi Campbell, Cindy Crawford, Helena Christensen Versace SS18

Несколько лет назад топ-модели 90х вышли в золотых платьях в финале показа Versace и это вызвало небывалый ажиотаж. Некоторые из девушек, вроде Наоми Кэмпбелл, в принципе не пропадали с радаров и время от времени появляются на мероприятиях, создают совместные коллекции и участвуют в съёмках. Но кажется, все большее внимание дизайнеры вновь обращают на старую гвардию.

Линда Евангелиста в финале показа Fendi
Линда Евангелиста в финале показа Fendi

Когда супермодель Линда Евангелиста закрыла шоу Fendi в честь 25тилетия сумки Baguette, в прошлом месяце во время Нью-Йоркской недели моды, зал взорвался аплодисментами [легко могу это понять, лично я её обожаю]. И она была не единственной моделью 90х в зале.

-5

Christy Turlington, Amber Valletta, Kate Moss и Shalom Harlow - все были в первом ряду. 

Признаться честно, я скучаю по былым временам. И я даже не про «до февральских событий» или препандемическом мире, а о культуре до нового миллениума. Когда все было немного проще, информация распространялась медленнее, не было перегибов с политкорректностью и культурой отмены.

Кажется, модные марки - тоже. 

Поскольку в новом мире с пресловутыми diversity and inclusion [разнообразием в общем] они все чаще обращаются к идеям и моделям, которые более чем достигли совершеннолетия к концу девяностых-началу нулевых. Разумеется, они состарились. Некоторые в погоне за молодостью даже успели пережить неудачную операцию, как Линда, например. 

А в современной западной культуре, которая печально известна отношением в женскому старению [хотя, вообще морщина или веснушки в нормальном обществе не повод обрекать человека на социальный остракизм и гнать камнями из города], многие из этих женщин вернулись после ухода на пенсию [после 40-50 много сложностей, ведь глобально век модельной карьеры - недолог, хотя есть и те, кто работает в возрасте под 80 лет, но это скорее исключения, подтверждающие правила], чтобы вновь пройтись по подиумам, украсить обложки журналов и поучаствовать в рекламных кампаниях.

Это в некотором смысле развенчание эйджизма, который определённо был частью фешн-культуры в прошлом, восславляя культ юности. 

Но на самом ли деле модные марки принимают разнообразие? Задействование супер-моделей - икон, в маркетинговых стратегиях скорее похоже на то, что бренды нашли удобную лазейку в понятии diversity.

По сути они используют все тех же очень стройных и, в большинстве своём, светлокожих моделей, просто чуть старше, да и не сказать, что признаки старения у них так уж очевидны. Да, таким образом марки, вроде как, борются с одним из проявлений модной сегрегации, но оставляют другие вне поля зрения - разнообразие форм, цвета кожи, этнической принадлежности. Не говоря уже о том, что многие девушки того времени действительно легендарны в своей работе - ну кто не знает условную Клаудию Шиффер? И их присутствие не просто гарантирует отлично отработанный контракт, потому что, чтобы стать тем, кем стали, они вложили много труда [а старый конь борозды не портит], но и подогревает дополнительный интерес к мероприятию.

С одной стороны, можно поспорить, утверждая что это возрождение - своего рода триумф над индустрией моды, порицающей старение и чествующей юность, эдакое празднование одной из форм разнообразия. 

Де, прекрасно что мы видим на подиумах моделей в летах и с жизненным опытом. Но нельзя не задаться вопросом, а действительно ли это демонстрация более продвинутого мировоззрения или это всего лишь уловка и символический поклон, который на самом деле демонстрирует архаичный взгляд на красоту и позволяет выполнить условия, диктуемые современным обществом, не подвергая бизнес риску, без особых усилий. И ничего по сути не меняя?

Сейчас на западе много разговоров о разнообразии в самых глубоких формах, речь идет об уникальности и красоте индивидуальности - всех размеров, цветов, возрастов. С той стороны, что каждая персона - уникальна, индивидуальна и со со своим опытом.

British Vogue сентябрь 2022
British Vogue сентябрь 2022

Но давайте честно, мы видим Линду, полностью закутанной в ткани в проходе по подиуму [да и на обложке и в интервью Вог она тоже прикрыта], в тоже время, зная о её личной трагедии всвязи с процедурой CoolSculpting. И видим супермоделей на подиумах, большинство из которых стройны и белокожи, вне зависимости от возраста.

Нет, я вовсе не лоббирую идею, что подиум абсолютно для всех и каждый может быть моделью, лично я так не считаю. Сомневаюсь, что сама Евангелиста хотела бы после пережитых сложностей выходить полуголой, и вряд ли найдётся так уж много людей, готовых демонстрировать на весь мир все особенности тела.

Но момент в том, что вновь выходит очередное лицемерие, и говорит оно о том, что модная индустрия, показывает новые симптомы того, что она не осознала необходимости двигаться к новым стандартам стиля и внешности. Иными словами, да вы, конечно, бывалая заслуженная и признанная, но ваши морщины и складки на подиуме ни к чему. 

В целом, я бы мог согласиться с такой позицией, поскольку моделинг - это все-таки та индустрия, где внешний вид является главной характеристикой и тем свойством, за которое вы можете получить работу. Но в таком случае следует быть последовательным и честным - а не говорить, мы принимаем всех и всё во всех. 

При этом, конечно же, есть польза от возвращения моделей, которые находятся вне привычного возраста около 20 в обе стороны. Как минимум то, что потребили, включая женщин старшего возраста, могут увидеть свой типаж в рекламе и даже на подиумах с высокой модой, при этом осознавая, что они по прежнему желанны, необходимы и их роль не сводится к варианту престарелой затворницы со шлейфом кошачьих ссак.

А ведь всего несколько лет назад, в 2019, Александра Шульман, тогда главный редактор Британского Vogue, публично раскритиковала и пристыдила супермодель 90х Helena Christensen за наряд надетый на вечеринку в честь дня рождения Джиджи Хадид. Заявив, что ей, а заодно и всем женщинам, следует одеваться по возрасту [хотя конкретно в этом случае, давайте будем честны, модель сохранила такой внешний вид, которому могут позавидовать и многие в 30].

Helena Christensen на дне рождения
Helena Christensen на дне рождения

Вряд ли сейчас кто-то на западе дерзнёт такое высказать [это к вопросу о бесправии, холопстве и отсутствии свободы слова]. Тогда негативная реакция в социальный сетях и со стороны потребителей, заставила бренды от Victoria Secret до Valentino переосмыслить маркетинговую политику. Все таки деньги - это мощный стимул. 

Однако вне зависимости от того, является ли все это ознаменованием новых возможностей для женщин в индустрии моды или нет, смену девушек с обложи нельзя назвать неожиданной. 

Мода следует трендам, в конце концов тенденции 90х и ранних нулевых сейчас в диком фаворе, особенно среди поколения Z и более молодых потребителей.

Забавно как мои ассистенты и коллеги, которым чуть больше/меньше 20, в восторге от вещей, которые мы видели в эпоху блондинок в шоколаде и крокодиловых Биркин [и что в то время некоторые из этих ныне трендовых вещей даже бродяга бы не подобрал] при этом уверены, что они изобрели что-то новое.

Эти модели, которые мелькают сейчас, демонстрируя ретро новинки, сами достигли пика формы и популярности в 90х и ранних нулевых, когда обредшие вторую жизнь образы появились впервые. Поэтому-то девушки идеально вписываются в стиль - он фактически был придуман для них.

В бельевом мире, где, вероятно, сложнее всего скрыть несовершенства модели за продуктом, марки тоже с радостью нанимают возрастных девушек.

Skims, Cuup, Coco de Mer, среди тех, кто нанимает икон 90х. Буквально на днях появились фото Intimissimi, где Хайди Клум позирует с дочерью.

Хайди Клум с дочерью в рекламной кампании Intimissimi
Хайди Клум с дочерью в рекламной кампании Intimissimi
Kate Moss для Skims
Kate Moss для Skims

Кейт Мосс участвовала в съёмках для Skims вместе с бывшими ангелами Victoria Secret, всё той же Хайди и Тайрой Бэнкс в предыдущих кампаниях. 

-10

Недавно, те же Skims рекламировали линию на косточках с помощью Brooke Shields, Juliette Lewis и Chelsea Handler.

-11

Брук Шилдс, которой 57, не раз высказывалась о проблеме эйджизма, даже запустила собственную диджитал платформу для женщин после 40 - “Beginning is now” [всё только начинается]. И постит в социальных сетях собственные фото в купальниках Aerie, которые по заявлениям бренда, смогли органично поднять продажи. Комедиантка Handler, хоть и не является профессиональной моделью, объединялась с брендом спортивного и нижнего белье ThirdLove для работы над линейкой, когда ей было уже хорошо за сорок, хотя в итоге сотрудничество и не состоялось.

В 53 Jennifer Lopez стала амбассадором итальянского Intimissimi. И хотя она, конечно, не супермодель, но абсолютно релевантна моде 90х “I’m I’m still Jenny from the block”. 

Диджитал стартап Cuup нанял Lauren Hutton, it-girl 70х, в качестве основной модели в последней кампании, а ей уже 78!

Lauren Hutton в рекламе Cuup
Lauren Hutton в рекламе Cuup
«Мы очень рады, что имеем возможность работать с Лорен Хаттон. Она долгое время была музой Cuup и источником вдохновения для нас. Благодаря стилю, современному характеру, утончённому шику, чувственности и силе. Она прекрасно воплощает алхимию нашей уникальной истории бренда и выходит за рамки возраста таким образом, что наше сообщество, культура бренда и клиенты резонируют с ней. Это была мечта - привнести эту иконическую личность в бренд и важная веха в истории Cuup, поскольку наша миссия изменить то, как вы выглядите и чувствуете себя в белье».
-13

Хелена Кристинсен, уже второй год подряд, демонстрирует белье английской марки Coco de Mer в рекламной кампании, которая на этот раз носит название “Icons Collection.”

-14

В журналах видно относительно похожую ситуацию. Kristen McMenamy на обложке январского выпуска, Gisele Bündchen [а ей уже 42] в июне, Kate Moss в гонконгской и французской версии издания, Karla Bruni в греческом, Клум у немцев и так далее. Работа у них есть.

Или вот, «More or less» - новомодное начинание кретативного директора британского Vogue Jaime Perlman - недавно поместили на обложку целую группу супермоделей ранних нулевых (и бывших ангелов), на обложке шестого выпуска в белье французского бренда Kezako [они белье делают из вторсырья] модели, включая Alessandra Ambrosio, Candice Swanepoel, Sara Sampaio, Elsa Hosk and Lais Ribeiro, мы видим в съёмке, которая ну очень похожа на пре-пандемийные рекламные кампании Victoria’s Secret. Две модели не белые, но все стройны и длинноноги.

«Мы собрали весь звёздный каст Земных Англелов»

- пишет журнал на своей странице в запрещённой социальной сети. 

В эпоху неопределенности постоянство привычек и поведения благодатно сказываются на моральном состоянии и поведении. Видеть привычные предметы и знакомые лица также может быть более комфортно — и это проверенная бизнес-модель для компаний. Супермодели 90-х продемонстрировали, что они могут продвигать продукт. Многие из них до сих пор широко известны спустя почти три десятилетия после их правления. Они, как и селебы того времени, были, в некотором смысле, первоначальными инфлюенсерами. Та же стразовая блондинка Пэрис Хилтон, о ней ведь знали даже в небольших российских городах, и это при отсутствии интернета, в этом сезоне закрыла показ Versace в максимально блестящем и розовом платье.

-15

Супермодели 90х сами по себе бренды, с огромным охватом и узнаваемостью. Они были модными иконами и это вне обсуждения. Но вот моральный облик брендов, которые вновь пытаются вытянуть все соки, а заодно и деньги из новой культуры принятия, остаётся сомнительным. Глобально в индустрии по-прежнему царит былой, элегантный, классический [возможно кто-то жаждущий перемен, даже назовём его архаичным] тип красоты, подпадающий под определённые требования. И сдвиги, ознаменованные демографической ситуацией и миграционной политикой, происходят, но настолько медленно и незначительно, что даже иконы 90х на подиумах кажутся большой победой.