К середине века преобразования Петра I уже укоренились в русском общества. Усвоенные достижения западного мира дали импульс для развития русской культуры, она теперь во многом развивалась синхронно с европейской. Как и в Европе, к примеру, на образование, литературу и философию в России сильно повлияли идеи Просвещения.
Литература
На вторую половину XVIII века в русской литературе приходится расцвет жанра классицизм. Для него характерна высокая гражданская тематика, ориентация на античные образы и придерживание строгим правилам. К важным представителям жанра можно отнести:
- В.К. Тредиаковский — дополнил теоретическую базу русской поэзии, фактически, реформировал русский литературный язык
- М.В. Ломоносов — написал множество Од, посвященных Елизавете Петровне
- А.П. Сумароков — писал работы на древнерусскую тематику: «Хорев», «Ярополк и Дмитрий»
- Г.Р. Державин — его оды «Фелица» и «Бог» считаются вершиной русского классицизма
«Фелица» посвящена Екатерине II, в ней превозносились успехи императрицы во внутренней и внешней политике.
Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить…
Вторым направлением, о котором стоит упомянуть, стал художественный реализм, отражавший и часто высмеивающий проблемы общества. Пионером жанра можно считать Д.И. Фонвизина с его комедиями «Недоросль» и «Бригадир». Однако в XVIII веке реализм только начинал развиваться — можно заметить сильное влияние классицизма на форму и стилистические черты.
И еще одной новинкой русской литературы XVIII века стал сентиментализм — авторы которого старались заострить внимание на внутреннем мире человека, его чувствах и переживаниях. Роман «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина о любви крестьянки и офицера стала олицетворением этого жанра в России.
Журналистика
Распространение идей Просвещения преобразило русскую общественную мысль и стало толчком для распространения литературных журналов. Главным публицистом России XVIII века был Н.И. Новиков и его «Живописец» и «Кошелек».
Екатерина II тоже издавала, не указывая авторства, журнал «Всякая всячина», который должен был стать сатирой на общественные явления её правления. Но вместо мыслей о крупном социальном кризисе тех лет — бедственной жизни крестьян, всесилия дворян, коррупции — императрица писала на отвлеченные темы: людское расточительство, женское непостоянство и пр.
Такая «сатира» стала предметом насмешек и критики в адрес журнала, чем постоянно занимался Новиков в своем «Трутне». Поначалу, царица пыталась вести диалог и отвечать на критику в границах литературы, но после событий во Франции перешла к реакции — «Трутень» был закрыт, а его автор сослан.
Если Новиков оставался приверженцем идей просвещенной монархии, то А.Н. Радищев пошел дальше — он считал, что принципов свободы и равенства можно добиться путем революции. К примеру, в оде «Вольность» описывается и приветствуется народное восстание, суд и казнь монарха.
Мы сделали файл, где собрано 100 самых важных дат для ЕГЭ по истории. Жми сюда, чтобы получить его ВКонтакте.
Его «Путешествие из Петербурга в Москву» открыто критикует невежество и жестокость дворянства, показывает бесчеловечное отношение помещиков к своим крепостным. После прочтения этого произведения Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева», приказала уничтожить весь тираж и сослать автора в Сибирь.
Образование
Просвещенческий характер эпохи можно заметить и в реформах системы образования. Во второй половине XVIII века в России было положено начало общему начальному образованию, но с усилением привилегированного статуса дворян все больше росла пропасть между ними и другими слоями общества — образование в России все больше принимало сословный характер.
- 1755 г. — при поддержке Ломоносова и И. Шувалова в Москве появляется первый в России университет. Он стал крупнейшим образовательным учреждением и центром науки.
- 1757 г. — в Петербурге была учреждена Академия Художеств.
- 1764 г. — создается Институт Благородных Девиц — первое в России учебное заведение для девушек. Их обучали арифметике, истории, языкам, географии, музыке и многому другому. Важным элементом оставалось «нравственное воспитание».
- 1773 г. — в Петербурге был основан Горный институт.
Начальное образование для всех сословий (кроме крепостных и дворян) было регламентировано в 1786 году по Уставу народных училищ, он предполагал создание учреждений на губернском уровне с четырьмя классами образования и на уездном — с двумя.
Институт Благородных Девиц был ярким примером «закрытых» учреждений исключительно для дворян. Помимо него, существовало множество кадетских корпусов и пансионов, которые работали по схожей с институтом схеме.
Скульптура
Вторая половина XVIII века отметилась крупным прогрессом в качестве русской скульптуры. И небольшие изящные бюсты Ф.И. Шубина, и грандиозные памятники Э.М. Фальконе и М.И. Козловского прекрасно передают динамику, палитры эмоций, сложный характер изображенных персонажей и людей.
прим. Скульптура посвящена победе России в Северной войне. Лев — традиционно ассоциируется со Швецией, так как на её гербе львы изображены еще с XIV века.