Тест зимних шипованных шин, предназначенных для внедорожников и кроссоверов, проведенный журналом "За рулем" в 2022 году.
Шины, принявшие участие относятся к разным ценовым категориям, в типоразмере 235/60 R18 — универсальном для большинства кроссоверов разных классов. Участницы теста:
- Nokian Tyres Hakkapeliitta 10p SUV (адаптированная к российскому климату);
- Hankook Winter i*Pike X;
- Yokohama IceGuard iG 65;
Количество шипов у разных моделей может отличаться почти вдвое, например, Nokian Tyres Hakkapeliitta 10p SUV оснащена 222 шипами, а Viatti Bosco Nordico — 113. При этом, согласно регламенту, у зимних шин допустимое количество шипов от 139 и больше.
Методика испытаний
Тесты проводились в два этапа: сначала при низких температурах от-5 до -15 градусов и характерному зимнему покрытию (снег и лед), затем - в “весенних” условиях на очищенном асфальте при более высоких температурах.
Шины тестировались на автомобиле Audi Q5 40TDI.
Результаты на льду
Оценивалось продольное сцепление, для этого производились замеры скорости разгона от 0 до 20 км/ч, а также тормозные характеристики при 20-5 км/ч. Лучшей шиной в этом испытании была Hakkapeliitta 10p SUV, как в разгоне, так и в торможении. Худшей — Viatti, которая отстала от лидера на 26% в ускорении и на треть превысила тормозной путь!
По ощущениям от вождения эксперт выделил Continental и Nokian Tyres, которые вели себя предсказуемо и надежно держали извилистую ледяную дорогу. Самыми сложно управляемыми оказались Tigar, которые медленно откликались на руление, что не давало понять поведение автомобиля.
Результаты на снегу
В этом испытании оценивалось сцепление при разгоне от 0 до 40 км/ч с активной и отключенной системой тягового контроля; а также эффективность торможения (40-5 км/ч).
Разница результатов была менее 10%. Континенталь была лидером этого теста, аутсайдером — Tigar, а с включенной электроникой к списку последних добавились Виатти и Хэнкук.
По прямой дороге лучшее вождение обеспечивали Нокиан, и в плане курсовой устойчивости, и в плане маневренности на скорости. Они также хорошо справились с выполнением экстремального маневра - резким перестроением на скорости 40-60 км/ч. На извилистой трассе лидерами оказались Нокиан и Континенталь.
На последнем месте в тесте на прямой и сложной дороге были Тигар, которым не хватало точности, ответной реакции на руль, ощущалась нехватка сцепления.
Результаты на глубоком снегу
Хорошую тягу и уверенное маневрирование обеспечивали Goodyear, Nokian Tyres и Nordman. С большими сугробами не справились Виатти и Хэнкук, которые с затруднениями стартовали, слабо пробуксовывали и плохо поддавались управлению.
Результаты в теплых условиях
Испытания проводились при температуре от +1 до +7 градусов на асфальте. Лучшей шиной в тесте оказались Тигар: в управляемости на большой скорости, торможении на мокром и сухом покрытии. Единственным ее недостатком был высокий уровень шума.
Худшей участницей в тесте на управляемость на скорости были Goodyear, которые слабо откликались на руление и имели проблемы с рысканием.
Самыми комфортными на асфальте были Континенталь и Нокиан, которые отличались плавностью хода и хорошими акустическими параметрами.
Худшие тормозные характеристики на мокром покрытии были у Виатти, а на сухом — у Нордман. Но разница с лидерами теста была не критичной в пределах 2-3 метров.
Что касается прочности ошиповки, претензий нет ко всем участницам. Один шип потеряла только модель Yokohama.
Топливная экономичность
Определение коэффициента сопротивления качению проводили на стенде по регламенту ООН. Самые экономичные шины - Нокиан, самые “прожорливые” - Виатти. Но в перерасчете значения коэффициента в литры на 100 км оказалось что разница между лидером и аутсайдером составила всего 150 мл.
Итоги теста
Оценка “отлично”:
1 место Nokian Hakkapeliitta 10p SUV. Шина с максимальным количеством шипов в тесте, что обеспечило отличные характеристики на зимних покрытиях. По версии журнала "За рулем" 2022 (выпуск 10) основные преимущества модели: лучшее сцепление на льду, самый низкий коэффициент сопротивления качению, отличная управляемость и проходимость на снегу.
2 место Continental IceContact 3. Лидер по комфорту, хороший баланс характеристик.
Оценка “хорошо”:
3 место Goodyear UltraGrip Arctic 2 SUV. По классификации “За рулем” относятся к “хорошим”, но не “отличным” шинами. По сравнению с лидерами недостаточно экономична и комфортна, а также слабые характеристики на асфальте.
4 место Nordman 8 SUV. Лучше всего адаптирована для вождения на снегу и льду, на асфальте проявляет слабое сцепление.
5 место Yokohama ice Guard iG 65. Шина обладающая средними характеристиками, независимо от типа покрытий и погоды.
Оценка “посредственно”:
6 место Hankook Winter i*Pike X. Из-за недостаточного выступа шипов и плохо оптимизированного протектора не смогли обеспечить должное сцепление на снегу. Интересно, что данная модель является внедорожной версией легковой шины Hankook Winter i*Pike RS2, которая неоднократно участвовала в тестах “За рулем” и получала высокие оценки.
7 место Tigar SUV Ice. Слабые показатели на снегу и льду, а также плохой акустический комфорт и жесткий ход на асфальте. Допустима к использованию только на очищенном асфальте, при эксплуатации на зимних покрытиях следует быть очень аккуратным.
8 место Viatti Bosco Nordiko. Технология ошиповки не соответствует Техрегламенту: количество шипов и выступ ошиповки ниже рекомендуемого. Вследствие этого шина плохо ведет себя на льду, но обладает хорошими акустическими параметрами.
Справедливая цена
Журнал “За рулем” имеет собственную методику определения справедливой цены, согласно которой следующие шины можно назвать выгодными к покупке:
- Viatti (как самая бюджетная);
- Continental (премиальная, но относительно недорогая);
- Nordman и Yokohama (средние характеристики и цена).
По оценке журнала завышенные цены у моделей: Tigar, Hankook, Goodyear, Nokian Tyres.
Источник: журнал "За рулём", вып. № 10 (1096), октябрь 2022