Духовная зрелость не является религиозной концепцией.
Духовная зрелость - это постепенный процесс открытия своего внутреннего «я», который сопровождается самодисциплиной.
Важно понимать, что речь идет о достаточно «подвижной» модели зрелой личности, допускающей различный набор характерологических признаков.
Однако в этой статье я хочу рассмотреть некоторые факторы, которые могут сформировать центральный каркас такой личностной модели. И эти факторы я буду описывать через разные признаки духовной зрелости.
Признаки духовной зрелости
Подлинность
Три основные черты подлинного существования:
- полное осознание настоящего момента жизни;
- самостоятельный выбор образа жизни в данный момент;
- нести личную ответственность за этот выбор.
Аутентичность в той или иной мере обобщает многие свойства личности. Прежде всего, это выражение искренности по отношению к другому. Подлинный человек хочет быть самим собой в своих непосредственных реакциях и в своем целостном поведении. Он позволяет себе не знать всех ответов на жизненные вопросы.
Он не ведет себя так, будто влюблен, если чувствует враждебность в данный момент.
Трудности большинства людей в том, что они тратят много жизненной энергии на отыгрывание ролей, или создание внешнего фасада, вместо того, чтобы использовать её для решения своих реальных проблем.
Если человек большую часть времени прячет свое истинное «я» за маской какой-либо избранной роли, неудивительно, что в ответ он получит такое же неискреннее отношение окружающих.
Открытость собственному опыту и принятие чувств
Здесь под открытостью я понимаю искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит отрицать, отвергать чувства, в частности, негативные. Давление других заставляет вытеснять или подавлять грусть, раздражительность и гнев. Общество говорит нам: «не плачь, не нервничай» и т. д.
Духовно зрелый человек не прогонит никаких чувств, в том числе и негативных. Он принимает и испытывает любые чувства, которые у него есть. Только в этом случае вы сможете успешно контролировать свое поведение. Потому что наши вытесненные чувства иррациональны, то есть становятся источником неконтролируемого поведения.
Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, мы можем выбирать свое поведение в каждой ситуации и не позволять бессознательным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Поэтому мы называем себя «духовно зрелыми» только в том случае, если способны проявить свою терпимость ко всему спектру наших и других эмоциональных реакций.
Развитие самопознания
Ограниченное самопознание предполагает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в своей жизни. Чем больше человек знает о себе, тем лучше он будет понимать других людей, и наоборот – чем больше человек понимает других, тем глубже он понимает себя.
Неспособность слышать, что происходит внутри нас, увеличивает нашу подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность в жизни. Очень важно относиться к себе реалистично и осознанно.
Сила личности и идентичности
Зрелый человек знает, кто он, кем он может стать, чего он хочет от жизни, что для него важно по существу, а что не имеет значения. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на поставленные перед ним жизнью вопросы и постоянно проверяет свои ценности.
Духовно зрелый человек не может быть отражением чаяний других людей, он действует исходя из своей внутренней позиции. Это позволяет ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности (способность противостоять неопределенности)
Многие люди чувствуют себя некомфортно в ситуациях, когда отсутствует структура, ясность и определенность. Но духовное развитие требует выхода из зоны комфорта и открытия себя для нового опыта. Когда мы погружаемся в наше духовное путешествие, у нас нет никаких гарантий или ясности в отношении того, чего ожидать. Духовное путешествие очень индивидуально, и даже очень опытные духовные гуру не могут дать нам ответы на все вопросы, чего ожидать.
Духовно зрелый человек это понимает. Он знает, что жизнь — это путешествие с приключениями. Вот почему мы никогда не знаем, что готовит нам грядущий день, с какими вызовами мы столкнемся и какие решения нам придется принять. Все, что мы можем иметь, это твердая уверенность в собственной интуиции и адекватности чувств, уверенность в конструктивных решениях и способность идти на риск – все эти качества помогают нам выдерживать напряжение, создаваемое неопределенностью всей череды жизненных ситуаций.
Личная ответственность
Поскольку большинство жизненных ситуаций возникают под нашим контролем, мы должны нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и осознанно сделать выбор в любой момент общения – согласиться с доводами собеседника или вступить в продуктивную конфронтацию.
Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не запускает механизмы психологической защиты, а служит полезной обратной связью, повышающей эффективность деятельности и даже самой жизни.
Глубина отношений с другими
Когда духовно зрелый человек оценивает других людей (их чувства, взгляды, особенности), он делает это без осуждения и использования ярлыков.
Некоторые люди считают, что выражение позитивных чувств обязывает и тем самым ограничивает свободу и делает их уязвимыми. Другие боятся отказа, поэтому считают, что самая безопасная позиция — это отказ от близких отношений. И их устраивает общение с партнером на расстоянии.
Но если у вас достаточно духовной зрелости, у вас нет таких страхов. Вы способны свободно выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные, при общении с другими людьми.
Отказ от перфекционизма
Духовная зрелость предполагает отказ от желания быть совершенным. Вместо того, чтобы винить себя за свои ошибки, нам нужно принять их как уроки. Если мы признаем, что мы несовершенны, мы избежим ненужного напряжения и чувства вины. В этом случае отношения с окружающими становятся более глубокими и в то же время более реальными.
Сочувствие
Духовная зрелость предполагает способность человека к сопереживанию. Эмпаты понимают чувства людей, с которыми они общаются, а также обязательный учет их в процессе общения. Диапазон проявления эмпатии колеблется в широких пределах: от легкого эмоционального отклика до полного погружения в мир чувств собеседника. Эмпаты осознают, что чувства, которые они испытывают, являются отражением чувств их собеседников.
Доброта и сострадание
Доброта основана на фундаментальной концепции самопознания. От нас требуется относиться ко всем аспектам самих себя с состраданием. Не только наши положительные стороны, но и те, которые мы ранее отрицали. Духовная зрелость — это отражение нашей глубокой благодарности, доброты, сострадания и прощения.
Только когда мы относимся к себе с добротой и состраданием, мы можем относиться к другим так же. Наше отношение к другим всегда является отражением нашего отношения к себе. Поэтому я всегда говорю: «Сначала полюби себя!».
Терпение
Духовная зрелость предполагает понимание того факта, что процесс пробуждения проходит через множество периодов и циклов. Это требует нашей глубочайшей приверженности.
Истинное терпение не стремится ни к каким достижениям. Это позволяет нам открыться вечному.
Когда Эйнштейн объяснил природу времени на примере, он сказал: «Когда вы сидите с милой девушкой два часа, вы думаете, что это всего лишь минута, но когда вы сидите на горячей плите в течение минуты, вы думаете, что это два часа. Это относительность».
Пробуждение — это не вопрос недель, лет или жизней, а вопрос любящего и терпеливого раскрытия тайны в этот момент.
Чувство священного
Духовно зрелые люди относятся к каждому своему действию как к священной практике. Духовная зрелость означает понимание того факта, что если нам нужно нести в мир свет и сострадание, мы должны начать с собственной жизни. Наша личная жизнь становится более подлинной духовной практикой, чем любая серия переживаний, которые у нас есть, или любая философия, которую мы разделяем. Этот личный подход к практике означает уважение к индивидуальному и универсальному в нашей жизни. Более того, мы также чтим наше индивидуальное тело, нашу индивидуальную семью и наше сообщество, а также нашу личную историю радости и печали. Духовно зрелые люди имеют глубокое понимание того, что их личное духовное пробуждение влияет на все остальные существа.
Независимое открытие
Вместо того, чтобы принимать какую-то философию или слепо следовать какому-то великому учителю, идти по непреодолимой тропе, мы должны признать, что нам нужно видеть своими глазами. В духовной зрелости мы обнаруживаем великое чувство автономии - не как реакцию на власть, а как основу для искреннего признания того факта, что мы, подобно Будде, способны к духовному пробуждению. Духовная зрелость имеет глубоко демократическое качество. Это означает, что у всех людей есть возможность открыть для себя священное и освободиться.
Это чувство исследования сочетает в себе открытость ума с «проницательной мудростью», способностью отделять полезное от вредного, что держит глаза открытыми. С открытым разумом мы всегда учимся.
Наше чувство открытия дает нам возможность использовать великие традиции мудрости, чтобы учиться у учителей и быть частью сообщества. Находясь в то же время в контакте с собой, видеть правду и говорить правду с большим уважением к нашей собственной целостности и нашему собственному пробуждению. Такого рода исследования позволяют нам быть более честными с самими собой.
Гибкость
Гибкость подразумевает, что духовная жизнь заключается не в принятии определенной философии или набора верований или учений, а также в противостоянии или противодействии кому-либо. Именно легкость сердца подразумевает, что все духовные средства являются плотами, чтобы прийти к свободе.
Гибкость мышления способствует легкости и юмору духовной практики. Это позволяет нам увидеть, что есть тысячи способов достичь духовного пробуждения. И если мы выбираем один путь, а другие люди выбирают другой, в этом нет ничего плохого. Мы можем идти разными путями, чтобы достичь одного и того же места назначения.
***
С духовной зрелостью наша способность прощать и освобождать себя растет и углубляется. Это показывает естественное разрешение наших конфликтов и способность вернуться к радости и миру. Когда мы достигаем духовной зрелости, мы рассматриваем духовность как вопрос того, кто мы есть, а не какому идеалу, философии, религии или гуру мы следуем.