Найти в Дзене
Fortress House

Учим детей плавать

Учим детей плавать

                                                              Все дети любят воду!
Все дети любят воду!

В этом материале раскрываем следующие темы:

- #детское_плавание, почему необходимо #учить_детей_плавать ;

- #влияние_плавания на #развитие_ребенка ;

ВВЕДЕНИЕ

Миллионы людей проводят свой отдых у воды. Све­жий воздух, солнечные лучи, купание и плавание укрепляют здоровье, делают нас сильными, выносливыми и закаленными. Такой отдых, однако, полноценен только тогда, когда человек умеет пла­вать и вода для него является настоящим другом. Но, к сожалению, далеко не все хорошо владеют этим жизненно важным навыком, и тогда вода превращается в коварную стихию, таящую смертель­ную опасность не только для тех, кто не умеет плавать или плавает недостаточно хорошо, но и для тех, кто пренебрегает мерами пред­осторожности.

Ежегодно вода уносит более 10 000 человеческих жизней, более половина из которых приходится на детей, возрастом до 16 лет.

Самой лучшей мерой борьбы с несчастными случаями является практика массового обучения плаванию населения нашей страны и в первую очередь детей.

К сожалению, не все и не во всех уголках нашей необъятной, могут получить навыки плавания в дошкольных, школьных учреждениях или спортивных секциях. Здесь не будем углубляться в «кто виноват и что делать».

Поэтому руководствуясь правилом – не можешь победить, возглавь, берем ситуацию в свои руки! Совместные занятия по плаванию с детьми, могут стать приятным и полезным времяпровождением. И решить один из вопросов совместного времяпровождения с детьми, о котором писал ранее.

Общеизвестна истина — успешно учить плаванию может только тот, кто сам хорошо владеет этим навыком. Умеющие плавать лю­ди не только защищены от опасности утонуть, но и сами, могут оказать помощь пострадав­шему, спасти ему жизнь.

Родители, понимающие всю значимость обучения детей плава­нию, вполне могут сами решить эту задачу. Однако для этого они должны обладать специальными знаниями. При этом важно не просто знать упражнения, применяемые при обучении плаванию, но и уметь выполнять их в определенной последовательности и до­зировке с поэтапным контролем их усвоения.

Поэтому попытаемся в несколько этапов разобраться в правилах организации детских занятий по плаванию! Вперед!

1. СВОЙСТВА ВОДЫ, ИХ ВЛИЯНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

В чем же состоит особенность воздействия воды на тело чело­ века? К оценке плавательных движений в воде следует подходить с учетом законов физики. Так, согласно закону Архимеда на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая сила, направлен­ная снизу вверх. Величина этой силы определяется объемом тела.

Чем больший объем тела, тем больше величина выталкивающей силы. Этот закон связан с понятием о плотности тела. Вещества, плотность которых превышает плотность воды, тонут в ней, а те, у которых плотность меньше, чем у воды, плавают на ее поверхности. Плотность пресной воды равна 1 г/см3, а морской 1,3 г/см3.

Плотность тела человека во время задержки дыхания на вдохе меньше 1 г/см3. Поэтому человек, набрав в легкие воздух и не вы­полняя никаких движений, будет пассивно плавать у поверхности воды. Однако, если при этом поднять над водой руку или голову, равновесие нарушится, а вес данной части тела (находящейся вы­ше поверхности воды и не уравновешиваемой выталкивающей си­лой) заставит все тело погрузиться под воду.

Если при пассивном плавании человек займет в воде горизон­тальное положение и начнет выполнять определенные движения, он сможет плыть в избранном им направлении. Этими движениями и определяются различные способы плавания.

Возможность продвижения в воде (динамическое плавание) за­висит от величины сопротивления, которое оказывает вода движу­щемуся в ней телу. Сопротивление любой жидкости зависит от ее вязкости и плотности, а также от формы тела и скорости его дви­жения. Чем быстрее перемещается тело в воде, тем большее сопротивление оно испытывает. Это свойство воды можно использо­вать, чтобы создать опору и силу тяги для продвижения вперед за счет гребковых движений руками и ногами. Вместе с тем встреч­ное сопротивление воды будет задерживать продвижение пловца, и чтобы свести это сопротивление до минимума, нужно принять как можно более обтекаемое положение.

Изменения скорости плавания и сопротивления воды вызыва­ются неравномерностью приложения мышечных усилий. Поэтому пловец должен стремиться продвигаться в воде равномерно, из­бегая перепадов скорости движения. Равномерность плавания во многом зависит от сохранения постоянного обтекаемого положения тела в воде и от ритмичности гребковых движений руками и но­гами.

2. РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

В настоящее время все большую популярность приобретает обу­чение плаванию детей в возрасте от одного до трех лет. Это очень интересное и многообещающее начинание. Однако обучение пла­ванию в раннем детском возрасте имеет свои специфические осо­бенности, требует специальной подготовки и в значительной степе­ ни отличается от обучения детей дошкольного возраста.

В раннем детском возрасте ребенок обучается наиболее про­стым движениям — хватанию, лазанию, ходьбе, семенящему бегу и т. п. Обучение более сложным координационным действиям на­чинается в возрасте от 4 до 7 лет, когда дети уже хорошо усваи­вают указания взрослых, способны более устойчиво концентриро­вать свое внимание на выполняемых ими движениях, овладевают сравнительно тонкими и координационно сложными действиями (если они умеренны по амплитуде и не требуют больших мышечных усилий). Дети с большой охотой учатся плавать. Пребывание в во­де вызывает у них искренний восторг, особенно если для них умело подобрать посильные упражнения и игры.

Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста мо­гут проводить родители или кто-нибудь из хорошо плавающих

взрослых. Занятия в основном носят индивидуальный характер и проводятся с одним-двумя-тремя детьми.

Те, кто обучает детей плаванию, должны иметь хотя бы общее представление об основных особенностях развития организма ре­бенка дошкольного возраста.

В это время как мальчики, так и девочки интенсивно растут.

Особенно быстро увеличивается длина тела и конечностей; то же можно сказать и о массе тела, наибольший прирост которой от­мечается между четырьмя и пятью годами. Опорно-двигательный аппарат детей-дошкольников отличается наличием в костях боль­шого количества хрящевой ткани, чрезвычайной подвижностью су­ставов, легкостью растяжения связок. Все это — хорошие предпо­сылки для обучения детей плаванию.

Мышцы конечностей у дошкольников развиты слабее, чем мыш­цы туловища. Различия в мышечной силе у мальчиков и девочек еще не проявляются. Сами мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды. Поэтому не следует да­вать им упражнения на развитие силы: интенсивные нагрузки мо­гут повлечь за собой задержку роста всего организма ребенка.

У детей в первые годы жизни легко могут возникать искрив­ления позвоночника, утолщения грудной клетки, деформации ко­нечностей. Трудно найти какое-либо средство физического воспи­тания, которое можно сравнить с плаванием по его корригирую­щему воздействию. Занятия плаванием являются также прекрас­ным средством профилактики возникновения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата ребенка. Плавательные движения хорошо развивают подвижность в плечевых, коленных и голено­стопных суставах.

Организм ребенка во время плавания и купания в естественных условиях подвергается благотворному воздействию воды, воздуха и солнечного света. Движения в воде стимулируют дыхание, дея­тельность сердечно-сосудистой системы и других органов. Даже простое пребывание в воде является прекрасной дыхательной гим­настикой, так как во время вдоха дыхательной мускулатуре при­ходится преодолевать сжимающее действие воды. Плавание спо­собствует увеличению жизненной емкости легких, делает органы дыхания более устойчивыми против различных заболеваний.

Чрезвычайно благоприятные условия при плавании создаются для системы органов кровообращения. Уже сами по себе ритмичные плавательные движения активизируют кровоток в мышцах всего тела. Сжимающее воздействие воды стимулирует венозный отток, оказывая массирующее воздействие на поверхность тела пловца. Деятельность сердца облегчается еще и тем, что во время плавания человек находится в горизонтальном положении, чем устраняется необходимость подъема венозной крови от ног к сердцу и уменьшается разность уровней расположения сердца и головы, что также облегчает деятельность мышцы сердца.

Таким образом, при плавании активизируется деятельность всей сердечно-сосудистой системы, учащаются сокращения сердца, увеличивается объем крови, проходящей через сосудистое русло, усиливаются обменные процессы во всех органах и тканях, особенно в мышечной системе. Специальными исследованиями установлено, что при некоторых функциональных расстройствах сердечно ­ сосудистой системы дозируемые врачом плавательные нагрузки способствуют укреплению и улучшению работы сердечной мышцы.

Двигательные условные рефлексы у большинства детей закрепляются сразу. Вот почему дети дошкольного возраста легко овладевают технически сложными формами движений. Плавание как раз и относится к такой категории движений, особенно в связи с необходимостью координировать движения руками и ногами с вдохами на поверхности воды и выдохами в воду.

В этом возрасте наряду с чрезвычайно развитой способностью к усвоению различных форм движений нервная система ребенка отличается повышенной возбудимостью. Это нужно обязательно учитывать, так как у руководителя занятиями может создаться не­ правильное представление об объеме новых форм движений и навыков, которые ребенок способен усвоить. Передозировка выполняемых упражнений может вызвать быстрое развитие утомления.

Обычно это бывает во время длительного отдыха у воды.

Поэтому те, кто обучают детей плаванию, должны иметь план занятий с перечнем упражнений, разучиваемых и закрепляемых на каждом занятии. В противном случае внешне успешно начавшийся процесс обучения довольно быстро зайдет в тупик и надолго отобьет у детей охоту к плаванию.

Чтобы избежать переутомления нервной системы, следует практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой. Например, упражнения по обучению плаванию чередовать с играми на суше, и в воде. При этом, конечно, учитывать состояние ребенка и погодные условия (температуру воды, воздуха, ветер и т. п.). Во время игр можно закреплять приобретенные навыки или же предлагать новые упражнения, не акцентируя внима­ния детей на обучающую сущность.

Плавание — лучшее лекарство от различных расстройств нерв­ной системы. С одной стороны, водные процедуры являются воз­буждающим средством, что очень полезно для вялых, малоподвиж­ных детей; с другой — оно способствует снятию излишнего нервного напряжения, успокаивает чрезмерно возбудимых детей. Регулиро­вать направленность занятий по плаванию можно подбором упраж­нений и игр в соответствии с типом нервной деятельности ребенка и его общим состоянием в день каждого занятия.

3. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ И ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЛАВАНИЯ

При купании и плавании вода очищает поры кожи от пота, пы­ли и грязи и тем самым способствует улучшению кожного дыха­ния. Регулярные холодные обтирания, обливания водой и купание повышают сопротивляемость растущего организма холоду, оказы­вают тонизирующее воздействие. Поэтому плавание называют «крепостью здоровья», а «отец медицины» Гиппократ (IV век до н. э.) в своих трудах отмечал целительное воздействие на орга­низм человека плавательных движений.

При осуществлении закаливающих водных процедур следует учитывать, что у дошкольников теплорегуляция организма еще не совершенна, они быстро перегреваются и быстро остывают. Недо­статочность терморегуляции обусловлена особенностями централь­ ной нервной системы и тем, что маленькие дети при небольшом весе имеют сравнительно большую поверхность кожного покрова.

Чем меньше ребенок, тем больше тепла он теряет, потому что отда­ча тепла прямо пропорциональна поверхности тела. Однако нужно помнить, что для ребенка перегревание организма опаснее, чем пе­реохлаждение.

Нужно всемерно укреплять и закаливать детский организм, раз­вивать задатки имеющихся в нём защитных сил, чтобы в случае необходимости он сам мог мобилизовать их для борьбы с неблаго­приятными воздействиями окружающей среды. Сущность закали­вания заключается в том, что под воздействием систематических водных процедур и упражнений в воде организм ребенка приспо­сабливается и активно начинает противостоять изменяющимся воз­ действиям внешней среды. Дети, научившиеся уже в дошкольном возрасте преодолевать чувство робости перед прохладной водой, вырастут здоровыми и сильными.

Одним из основных принципов применения закаливающих про­цедур, неотъемлемых от занятий плаванием, является систематич­ность и доступность. Закаливание должно быть органически вклю­чено в режим жизни ребенка, как, например, ежедневное умывание.

Очень важно также, чтобы охлаждающее действие воды на организм усиливалось постепенно (как по температурному режиму, так и по времени нахождения в воде), иначе вместо ожидаемого благотворного влияния такое закаливание может привести к нежелательным последствиям — простудным заболеваниям, водобоязни и пр.

Чтобы правильно оценивать состояние купающегося или обучающегося плаванию ребенка, нужно иметь представление о физиологическом механизме воздействия воды на организм человека.

В первые минуты нахождения в прохладной воде подкожная мускулатура резко сокращается, кровеносные сосуды сужаются, что предохраняет организм от потери тепла при контакте с окружающей водной средой. Дальнейшее пребывание в воде, сопровождающееся активными движениями, вызывает интенсивный приток крови к работающим мышцам и сосудам кожи. Организм в это время отдает излишнее тепло в воду. Внешне это выражается в порозовении кожных покровов (особенно лица) и ощущении чувства тепла.

При более длительном плавании или купании продолжающееся охлаждающее действие воды уже не в состоянии компенсироваться теплом, образующимся при сократительной деятельности мускулатуры. В расширенных кровеносных сосудах кожи появляются застойные явления. Внешне это выражается в побледнении кожных покровов, появлении так называемой гусиной кожи, синюшности губ, чувства озноба.

Первые две фазы приспособительной реакции к нахождению в воде действуют на организм положительно, третья — отрицательно и сопровождается ознобом, судорогами и переохлаждением организма.

В следующей статье рассмотрим:

- #водобоязнь ;

- #каким_способом_плавания_учить_детей ;