Найти тему
НДН.ИНФО

Фильм 100-летней давности про гражданскую войну представили в Новосибирске

Николай Изволов профессиональный историк кино и много лет провел в архивах, поэтому задача воссоздания фильма для него не была какой-то архисложной.

Фото Александра Брежнева

Как широко были разбросаны кадры фильма, сколько времени потребовалось, чтобы восстановить их?

Главное найти какие-то документы, которые позволяют собрать фильм, и на основании этих документов выбрать те фрагменты, которые могут быть, соединить их вместе и посмотреть каковы утраты, что нужно дополнить, сохранились ли надписи, нужно ли реставрировать изображение, перевести на нормальную скорость, грамотно все это структурировать и показать публике. Работа заняла примерно 2 года. Из-за пандемии архивы закрывались, поэтому работать было сложно.

Вашей задачей было восстановить фильм ровно таким, каким его задумал Дзига Вертов?

Эту работу можно сравнить с работой хирурга. Когда он восстанавливает пострадавшее человеческое тело в результате каких-то происшествий, он же не может пришить ухо на спину. Он старается восстановить тело, каким оно было когда-то, и чтобы оно продолжало функционировать. Если в этой работе появится что-то от меня, то это профессиональная неудача. Я должен восстановить так, как оно было когда-то. Конечно, это не идеальная картина, какие-то швы на этом теле останутся. Как мне кажется, тело восстановлено, оно жизнеспособно и выполняет свою задачу.

Какая художественная ценность этого фильма?

Я бы не применял это выражение к документальным фильмам. Ценность документального фильма в том, что он фиксирует реальность неподдельной сути. Их этих кусочков реальности складывается уже какое-то произведение. Задача автора не стоит, чтобы сделать его максимально художественным и удалить от реальности. Реальность фильма должна быть приближена к реальности жизни: люди, события, последовательность, результаты событий. Все это должно соответствовать исторической правде. Документальный фильм – это не просто камера видеофиксации, которая стоит на одном месте и снимает то, что перед ней происходит. Он препарирует события, излагает события, которые могут быть понятны зрителю. В любом произведении всегда присутствует авторский взгляд.

Сложность фильма в том, что тогда не было так много камер, как теперь, и на огромную линию фронта в несколько тысяч километров было 5-6 операторов. Снять события в реальной сложности они, конечно, не могли, но все-таки наиболее важные события гражданской войны отражены.

У фильма было 13 частей, и каждая из них посвящена определённому событию. Например, «Разоружение московских анархистов» или «Астраханский мятеж» или «Оборона Царицыно», которого здесь нет. Это один из немногих роликов, который мне не удалось найти, а именно там должен был быть товарищ Сталин. От съёмок практически ничего не осталось, в отличии от товарища Троцкого, который всегда выезжал на фронт с кинооператором и фиксировал все его передвижения. Сталин выезжал всегда без оператора, хотя есть свидетельства, что его иногда снимали, но эти съемки пока не найдены.

-2

Для кого полезен этот фильм?

Для тех, кто изучает документальное кино, это фильм важен, поскольку здесь уже видны какие-то черточки, которые позднее разовьются у зрелого автора Вертова. Сам Дзига Вертов считал этот фильм последней ступенькой к своим знаменитым «киноправдам», которые стали выходить в 22 году и являли собой серию документальных экспериментальных фильмов. Этот фильм заполняет огромную пропасть, которая была в нашей истории между первым фильмом и его последующими работами.

В этом фильме нарушена хронология, эта хроника сделана так Дзигой Вертовым или вы сформовали то, что сумели найти и сделать?

Структура фильма сложная, есть прыжки во времени из одного года в другой, из одного месяца в другой месяц и даже в другое время. Например, когда в 1920-м снимали бои красных в северном Крыму и недалеко от Екатеринодара, который стал Краснодаром, пишут: «Вот дом, где был убит генерал Корнилов», а он погиб в марте 1918 года. И таких «перепрыжек» там довольно много.

В каких зарубежных архивах искали кадры?

В титрах обозначен Датский архив, именно оттуда мы получили один план, когда красноармейцы отправляются на фронт с Казанского вокзала. У нас эта кинонеделя не сохранилась целиком, есть только мелкие фрагменты, но она целиком сохранилась в Скандинавских архивах.

-3

В фильме все кадры сняты статично, с чем связана такая съемка?

В те времена не было легких камер, они были очень тяжелыми и требовали штатива, потому что держать в руках их было очень сложно. Вес вместе с запасными кассетами достигал до 16 кг и бежать с ними было невозможно.

Во время войны камеры было тяжело достать и сложно ремонтировать в полевых условиях. Операторы не были механиками, не было пленки. Иногда, чтобы снять 100 метров пленки (1,5-2 минуты), требовалось личное разрешение Ленина. Когда красные войска занимали кукую-нибудь украинскую территорию, где был еще свободный рынок, операторы немедленно бежали туда, пытались купить пленку у каких-нибудь спекулянтов. Получить по разнарядке они ее просто не могли. Если они покупали пленки таким образом, никто не знал о ее чувствительности, качестве, была она засвечена или нет, операторы снимали практически вслепую.

Фото Александра Брежнева