Экватор пройден зачеты сданы…
В ноябре в те годы были праздники, день Октябрьской революции, так что первая декада ноября тоже оказалась позади очень быстро, не успел я оглянуться, а до сессии оставалось всего пара месяцев, а до зачетов и вовсе меньше чем полтора. Между тем, несмотря на то, что я не сильно напрягался, всё шло подозрительно гладко. Я конечно не блистал по всем предметам, но и не проваливался особо сильно нигде, ну разве что немного по английскому языку я отставал раза в два, по текстам, но контрольные писал и получал по ним хорошие оценки. И тут наша физичка придумала нам на семинарах выступления с докладами. Я тогда конечно прибалдел. Годом ранее семинары вел другой человек и ничего подобного не было. А тут на тебе. Не зря мне эта старая мамзель с самого начала не понравилась, еще с прошлого года, хоть и вела тогда только лекции. Каждому нужно было выбрать тему из её списка и начиная со следующего семинара начались доклады. Я тоже выбрал что-то наобум, потому что по названиям трудно было сориентироваться. Самое неприятное в этом деле было то, что материала для доклада в учебнике и тем более в лекциях было слишком мало. Нужно было сидеть в библиотеке в читальном зале набрав кучу различных учебников, научных статей и выуживать по чуть-чуть из них всё что хоть как-то подходило к теме. Это у меня заняло дня три-четыре работ. Один день на библиотеку и потом пара тройка вечеров на систематизацию всего материала и написание стройной теории в виде доклада. Первый раз я занимался такой хренью и был ужасно зол. Докладывать что либо до сих пор мне честно говоря не приходилось особо раньше, а на экзамен это было не очень похоже.
И вот где-то через неделю подошла моя очередь выступать. До этого я посмотрел, как это делали другие ребята из нашей группы. Честно говоря у кого как получалось и по реакции физички я видел, что чаще всего ей не нравится как это проходит, а потому она щедро раздавала направо и налево тройки, двойки и иногда все же четверки и пятерки. Такая вот в конце ноября появилась неожиданная засада по физике. Если в школе, когда мы делали иной раз доклады по истории или географии, нам разрешали зачитывать написанное и это было просто, то тут глядеть в текст не поощрялось, нужно было всё отбарабанить по памяти включая написание формул на доске со всеми выводами, коих было очень и очень много. Мне с темой немного подвезло. Часть, где были формулы, была не очень сложной, а вторая половина доклада была про применение всего этого в промышленности или повседневной жизни вообще.
На удивление всю эту тряхомудь я запомнил. Может потому что реально все это вот так вот по крупинке выписывал из первоисточников и потом несколько дней складывал в стройную теорию своего доклада. И когда пришел мой черед выступать, я сразил эту старушенцию наповал. Она готова была мне аплодировать стоя, особенно после пары неудачных выступлений передо мной моих сокурсников. Кто-то получил два а кто-то три. Мне она от своих щедрот поставила 5 с жирным плюсом, прям как в школе. И это потом послужило мне возможно не очень добрую службу, а может и наоборот. До сих пор я в её понятии как физик-студент не выделялся, был блеклой серой массой, пишущей контрольные в основном на четыре и молчащий на лекциях. А тут я вдруг в её глазах стал звездой. И понеслось. У неё была дурная привычка, на лекциях задавать студентам иной раз вопросы, причем не по пройденному материалу, а по новому, тому что вела. Спрашивала она обычно об этом тех, кого считала умными, а потому и помнила их фамилии, что бы спросить. И вот теперь она запомнила и меня. И теперь каждую лекцию я отдувался еще и на них, отвечая на её назойливые вопросы. Таких «умников» на четыре группы у неё было в пуле человек шесть семь. Вот она и задавала вопрос сначала одному, если тот не отвечал, другому, потом третьему и т.д. И каждый раз неприятно морщилась, услышав неправильный ответ. Так и до меня доходила теперь очередь быть опрошенным. И мне реально фартило. Даже после неправильного ответа заштатных ботанов я вдруг выдвигал правильную версию, уж не знаю, как она у меня зарождалась в мох мозгах, сразу скажу я никогда ничего не учил к лекциям, тем более новые темы. Но везло. И я стал казаться ей вообще каким-то светилом физики, которое поздно раскрылось, ведь до конца семестра оставался всего месяц. А по остальным предметам ничего особенного между тем не происходило. Оно все как-то само тихо катилось по нужной траектории. Все лабы по физики я сдавал день в день. Все контрольные по остальным предметам писал на 4 или 5. И всё это без напрягов. Я не готовился никогда ни к чему. Само как-то выходило. Это конечно расслабляло меня, я привыкал, что хороший результат можно получить нахаляву и без напряга. Уж коль я уперся в физику, из-за которой годом ранее я можно сказать вылетел из института, то про неё родимую и продолжу. Где-то за две-три недели до конца семестра физичка произнесла грозное загадочное слово «коллоквиум». Никто не знал, что это такое и с чем его едят. Я так понял, что каждый физик, который вел курс, изгалялся из года в год как хотел. Вот и эта старушка решила нас круто поиметь под конец семестра. Устроить что-то типа зачета с пристрастием, назвала только темы, к которым нужно подготовиться причем без уточнения и конкретных вопросов. В общем нужно было весь материал повторить. Конечно все тогда реально «обоклались». Ну вроде как привыкли, что если у тебя все лабы защищены, контрольные сданы на 3 и выше, то зачет тебе автомат. А тут сначала эти доклады, а теперь коллоквиум. Я учился в 8-й группе, как я уже об этом упоминал ранее, но у нас была и вторая группа, вернее под номером 3, тоже по нашей специальности. В принципе это была одна группа, которую после первого курса, из-за пришедших из армии ребят, разбили на две. Так что у нас были одни и те же преподаватели и часто занятия проводили совместно кроме семинаров и лабораторных работ. А поэтому все мы как-то дружили друг с другом или даже тусовались вместе иной раз и вне стен учебного заведения. В то время в третьей группе был у меня товарищ, не сказать что бы близкий, но в институте мы общались. Звали его Галим. Наверно сошлись мы с ним на теме футбола. Он играл за сборную института стоя на воротах вратарем. А потому мы с ним как-то поддерживали отношения, он даже предлагал мне перейти к ним на футбол, но мне уже было как-то влом, о чем я уже ранее здесь упоминал. Галим был не москвич, жил в общаге, сам был родом из Казахстана. В общем очень хороший и радушный парень и голова у него неплохо варила, хоть и не ботаник. Так вот, в их группе этот коллоквиум должен был пройти на несколько дней раньше чем у нас. Может даже на неделю. Как-то раз сидели мы с этим Галимом в столовой, вместе обедали, рассуждали как раз на эту тему. Коллоквиум должен был состояться у них в этот день, после третьей пары. Да, надо отметить, что это мероприятие еще и проводилось в неурочное время, после занятий. И я решил посмотреть, как это будет выглядеть, что из себя представляет этот предэкзамен на примере третьей группы, просто пойти и поприсутствовать там, ведь физичка меня вроде как хороша знала, а может ещё и оценит моё любопытство и допустит до этого шоу…
Ну и в нужное время мы с Галимом подошли к аудитории, где должна была происходить эта экзекуция. Стоит отметить, что естественно все пришедшие на это мероприятие заранее готовились. Это была непростая задача. Я же пришел просто посмотреть. Завидев нас у двери, физичка заулыбавшись сказала : «Ну проходите, чего вы там стоите». Галим вошел в кабинет, в котором уже сидели почти все ребята из его группы. А я заходя спросил физичку : « можно ли посмотреть, как проходит этот коллоквиум, ну типа посижу тихо, мешать не буду». Она обрадовалась моему такому стремлению и любопытству и вдруг говорит : « А чего же посмотреть, вы же итак всё хорошо знаете, давайте, сдадите прямо сейчас этот коллоквиум вместе с третьей группой, сдадите, я вам всё зачту и зачёт сегодня поставлю, у вас ведь уже все контрольные и лабораторные работы сданы и доклад и добавляет - тяните билет».
В этот момент я подумал, что это конец. Черт меня дернул проявить ненужное любопытство. Этот Галим меня соблазнил и подбил на это.
А что же теперь. Сказать, что не готов, потерять в её глазах своё реноме. И я решил не отступать. Сказал : «А давайте». И вытянул билет. В билете у всех был всего один вопрос. Мне досталось какое-то я бы сказал нехорошее говно. В памяти мало чего было у меня на эту тему. Я понял, что это конец. Особенно с учетом того, что ни шпор ни лекций ни учебника у меня с собой не было…Мы пошли с Галимом и сели за последний ряд, хотя рядов в этой аудитории было немного, может всего пять-шесть. Передо мной сидело человек десять-пятнадцать студентов, рассевшихся весьма хаотично, но все ж таки я был немного закрыт их телами от физички. Что было делать?
Галим вроде как готовился и писал все честно по памяти. Я попросил у него учебник. Он втихаря мне подсунул его под партой. И я углубился в изучение темы. Потом таким же макаром я почитал лекции Галима. Кое что вспомнил. Написал что мог на листочке. Вроде как что-то прояснилось в голове. И тут старушка-физичка спрашивает : « Ну что, кто-то уже готов отвечать»? И упирается взглядом в меня. Называет мою фамилию и говорит : « Ну вы же уже наверняка готовы, я уверена вы итак все знали, вам и готовиться не нужно». И вызывает меня к себе. Тут конечно у всех отвисла челюсть, все решили наверно что я гений физики, ведь я не учился в этой группе и мало кто знал о моих успехах или неуспехах по этому предмету. При этом в этой группе как раз были сосредоточены основные ботанки с нашего потока. И тут оказывается гений физики я. Пришедший досрочно сдать коллоквиум. Что делать. Пан или пропал. Иду отвечать, сажусь перед ней за столом. Называю тему билета, рассказываю, пишу какие-то формулы, отвечаю походу на дополнительные вопросы по этой теме и не только. Все сидят с открытыми ртами. Физичка довольна и улыбается. И говорит : « Ну что ж, молодец. Я в вас не сомневалась. Пять баллов. Давайте зачетку». Я конечно на седьмом небе, все в ауте, непонятно кто пришел, досрочно сдал коллоквиум и зачет получил первым из всех групп. Сразу скажу, что с первого раза в каждой группе от силы этот коллоквиум проходили не больше половины студентов. Так что мне крупно повезло. Единственное что меня тогда пугало, я слишком высоко поднял планку в знаниях физики в глазах этой физички и это могло потом на экзамене очень серьезно мне помешать, потому что фарт мог и закончиться, ведь я то понимал, что знаний у меня от силы на среднюю четверку да и то, если повезет…
По всем остальным предметам проблем с зачетами у меня не возникло вовсе. Ну разве что английский язык, пришлось на последнем занятии напрячься и одним махом закрыть около пяти текстов. И где-то за неделю до Нового года, а может даже дней за десять, все зачеты у меня были в наличии. На удивление я был одним из немногих таких обладателей, большинство билось за эти росписи в зачетке почти до самого январского праздника. Я был тогда удивлен, как всё это прошло легко и просто, годом спустя после великого облома. А ведь никаких особых усилий я не прилагал. Всё определил некий расклад, не было злого физика, была сдана экстерном химия и без этих двух составляющих всё прошло как по маслу…
Да стоит отметить один момент, который я не стал раскапывать, ребята что пришли из армии в том году и восстановились, ведь тоже не прошли химию на первом курсе. Но их всех восстановили на второй курс без неё, при этом для них был устроен ускоренный курс по этому предмету и потом они сдавали экзамен. Я тогда подумал, а почему меня в эту группу не определили и не восстановили, тоже мог вот так вот вместе со всеми, но видимо я не подходил в эту категорию, впрочем я даже был рад, потому что избавился от этого предмета еще проще, чем они все. Такие вот странные метаморфозы иногда случаются в жизни…А между тем впереди была сессия. Она и должна была все определить и расставить точки над и…
#студен ссср #80-е годы ссср #геофизика #минх и гп им. губкина #ргунг им. губкина #после армии #учеба в вузе #керосинка #молодость