Психическое развитие личности происходит благодаря систематическому преодолению возрастных и жизненных кризисов. Одним из них является кризис подросткового возраста. Вчерашний маленький отличник, ответственно тянущий руку во время урока, вдруг превращается в закрытого человека, стремящегося лишь к общению с другими подростками. Многие родители пытаются вновь установить близкий эмоциональный контакт со своим ребенком, подтолкнуть его к новым достижениям, но сталкиваются со словами о непонимании и кажется, полнейшим нежеланием подростка что-то делать. Как же правильно мотивировать своего ребенка добиваться успеха в данной ситуации? Во-первых, стоит учесть его желание быть взрослым и стремление соответствовать личностному эталону мужчины или женщины. Подростки старательно принимают участие в тех делах, которые оказываются доступны им впервые и проявляют свои качества. В данном случае подростку важно получить оценку своей формирующейся личности, услышать мнение значимых для него людей для того, чтобы понять, устраивает его результат на данный момент или стоит сменить вектор своего развития. Понимая эти особенности взрослеющего человека, мы можем сделать вывод, что осуществление учебной деятельности только ради получения оценок для подростка теряет смысл. Благоприятным способом мотивации к деятельности, в данном случае, становится увеличение широты и разнообразия интересов. Можно сделать упор на развитие ребенка в трех сферах: интеллектуальной (изучение нового языка, шахматы, запись в кружок робототехники и т.д.), спортивной (футбол, конный спорт, большой теннис и т.д.) и творческой (рисование, лепка, музыкальный кружок). В этом случае, даже если у Вашего ребенка пропадет интерес к одной из этих сфер, он все-равно продолжит саморазвитие и сможет проявить собственную личность. Во-вторых, многие подростки заинтересованы в практическом применении собственных знаний [1], и родители часто могут начать слышать фразу «в жизни мне это не понадобится». В данном случае важно указать ребенку на взаимосвязь наук друг с другом. Например, подросток мечтает стать it-специалистом, но не понимает для чего ему алгебра и геометрия. Важно объяснить ребенку что именно благодаря данным наукам развивается логика и мышление, которые наверняка пригодятся в выбранной им профессии. Кроме того, знание информации из различных областей наук, помогает завязать новые интересные знакомства и проявить собственную эрудицию. Когда мы говорим о мотивации и успеваемости ребенка в различных учебных предметах, нам важно понимать, что ребята с высокой мотивацией к обучению, как правило, имеют и хорошую школьную успеваемость. Они могут сохранить интерес к учебе даже при попадании в неблагоприятные жизненные условия, у них часто преобладает мотивация достижения успеха и отмечается высокий уровень притязаний. При невысоком уровне мотивации к обучению, школьников чаще привлекает содержание учебной деятельности и общение со сверстниками из общего круга знакомств, но познавательная потребность выражена меньше. Уровень их притязаний невысок, они скорее попробуют избежать надуманных неприятностей [2], что становится паттерном поведения с младшей школы и сохраняется в дальнейшем. Стремления к успешному обучению можно добиться благодаря личному примеру педагога, родителя и ближайшего окружения подростка. При отсутствии дома книг и привычки членов семьи читать книги, подростки редко стремятся читать сами. При отсутствии стремления педагога к саморазвитию, подросток редко понимает, каким образом это делать и как это отражается на качестве жизни [3]. Взрослым важно помнить, что задачей ребенка в подростковом возрасте становится отделение от родителей, обозначение собственных границ и все проявление возрастного кризиса, о которых мы говорили выше, свидетельствуют о нормальном развитии психического развития подростка. Важно лишь помочь ему в личностном становлении, обеспечить свободу и безопасность.
Автор: Педагог-психолог ГБОУ Школа №1568 - Зеленина Н.М.
Список использованной литературы:
1. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
2. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
3. Гижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успеваемости старшеклассников: дис. … канд. психол. Наук. М., 2016. 273 с.