Многие люди, которые старше 30 лет, наверно еще помнят висячие «дыроколы» на стенах автобусов, троллейбусов и трамваев. Я тоже их хорошо помню, но уже тогда они висели просто так, потому что во второй половине 90-ых годов на линию стали возвращаться кондукторы. В детстве мне тогда очень нравилось «дырявить» билеты. В автобусе мама мне из кармана доставала любой уже использованный билет, и я его компостировал для забавы. Такие «дыроколы» назывались - компостеры.
Компо́стер — устройство, предназначенное для гашения талонов (билетов) пассажирских транспортных средств. Компостер пробивает или выдавливает условные знаки контроля, печатает (обычно дату и время, а также код станции) или изменяет магнитную полосу (на пломбах, билетах, чеках, других документах и т. п.). Процесс пробивания называется компостированием. Компостеры бывают простыми и электрическими.
Кроме того, до конца эпохи СССР висели еще железные или пластмассовые ящики, которые появились еще раньше, чем компостеры. Это были кассы, в которых пассажир самостоятельно приобретал билет для проезда в общественном транспорте. Причиной их появления стало то, что с конца 50-ых годов двадцатого века начался постепенный отказ от кондукторов. В кассу пассажир закладывал монету номиналом 3 копейки для трамвая, 4 – для троллейбуса и 5 – для автобуса, и отрывал билет.
Деньги ссыпались в специальный мешок, откуда доставались в парке, на конечной остановке. Контроля за тем, какую монету человек кинул в автомат не было, так что технику легко монжо было обмануть. А самые ловкие и изобретательные пассажиры привязывали к монете нитку и после выдачи билета вытягивали её обратно. Кроме того, после оплаты можно было открутить от мотка сколько угодно билетов. Правда, была вероятность после этого попасться на глаза какой-нибудь сознательному гражданину и быть пойманным с поличным. На линии работали контролеры. При неоплаченном проезде прямо на месте взымали штраф. Если же на пути контроля попадался упрямый гражданин, отказывающийся оплатить положенное, его отводили в отделение милиции.
В 70-е годы параллельно с кассами появляются компостеры. Принцип их действия был такой: пассажир у водителя или в многочисленных киосках Союзпечати покупал ленту или книжечку билетов на 10 поездок. Имея при себе ранее приобретенный билет, пассажир опускал его в компостер, по принципу дырокола, нажимал рычаг и билет пробивался или «компостировался». На нем отпечатывались какие-то цифры, или это был номер маршрута, или, может, особые обозначения именно для этого автобуса, троллейбуса или трамвая. Зашедший в вагон контролер пробивал для наглядного примера свой билет, а затем сравнивал положение и количество отверстий на билетах всех пассажиров.
Рисковали граждане проехать по старому, продырявленному, например в другом автобусе билету, но если проверят - он скорее всего не совпадет с нужными отверстиями данного компостера в автобусе. Тогда штраф и позор. Можно было сделать вид, что ищешь другой билет по карманам, дескать перепутал, все-равно штраф выкатят.
Для того, чтобы не платить каждый раз за проезд, ибо он постоянно дорожал в 90-е, и не попасться контролеру, люди изобрели следующий способ. Пассажир заходил в автобус, компостировал талон. Далее бралась записная книжка, в ней на чистом листке записывался гос номер автобуса и в эту страницу вкладывался билет. После окончания поездки, этот билет хранился в записной книжке и доставался только тогда, когда приходилось садиться в этот же автобус. Если приходил автобус с другим гос номером, то так же пробивался компостером билет и так же вкладывался в записную книжку, на страницу с другим гос номером.
В конце 80-х годов в стране полностью отказались от касс, а компостеры просуществовали до середины 90-х годов. В 1998 году на линию стали возвращаться кондукторы. В разных видах и с разным успехом старая, имеющая множество недостатков, бескондукторная система просуществовала в нашей стране больше тридцати лет. Но уже в крупных городах (особенно в Москве) снова возвращается бескондукторная система с электронными терминалами оплаты проезда.
Спасибо за внимание! Ставьте палец вверх 👍 и подписывайтесь на мой канал в знак поддержки!