«Чтобы воспользоваться терминалом, незрячий должен взять с собой наушники. Он подключает их к банкомату, а дальше выполняет нужные действия».
«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.
Присылайте свои вопросы по адресу: editor@specialview.org.
Иван, незрячий с рождения
«Некоторые банки реализовали в своих банкоматах поддержку программ экранного доступа — банкомат озвучивает все действия, которые пользователь совершает. Для включения ''говорилки'' достаточно подключить к специальному гнезду обычные наушники. После этого незрячий человек легко сможет выполнить любую операцию.
Как только пользователь вставит карту в устройство или приложит ее к специальному инфракрасному считывателю, система озвучит диалог ввода ПИН-кода. Расположение цифр на аппарате обычно стандартное, то есть как на калькуляторе или телефоне. А дальше все просто – прослушали меню, переместились курсором на нужный пункт и нажали ввод. Или ''тыкнули'' соответствующую кнопку на цифровом блоке.
Банкомат зачитал следующие пункты, снова выбрали нужный и так далее. Необходимую сумму вводим, как и ПИН-код, то есть цифрами. Никаких сложностей в использовании таких устройств нет, особенно для уверенных пользователей ПК.
Без наушников функция озвучивания меню не работает. Это связано с правилами безопасности – нам ведь не нужно, чтобы устройство зачитало ПИН-код или сумму на карте вслух? Поэтому наушники следует взять с собой.
Для людей, потерявших зрение совсем недавно, существуют педагоги или курсы, на которых их учат взаимодействовать с ''умной'' техникой, смартфонами, компьютерами и такими вот банкоматами. Даже в самом тяжелом случае можно найти выход.
Однако банкоматы могут быть неадаптированными. Взаимодействовать с ними тогда будет сложнее. Гнезда для наушников у таких устройств нет, они не читают информацию на экране. Соответственно, всю последовательность действий придется заучивать. Вставили карту и ввели ПИН-код (мы ведь помним, что он запрашивается сразу же), нажали ввод (верхняя кнопка слева), выбрали пункт меню "Снять наличные" (третья кнопка снизу) и так далее. Разумеется, все эти действия нужно зазубрить со зрячим человеком, которому доверяешь.
У этого способа есть один существенный недостаток: если в банкомате обновили операционную систему и расположение пунктов меню изменилось, то можно потерять свою карту. Точнее — оставить ее в банкомате. Вы нажмете в меню на пункт "Снять наличные", который изначально был первым в списке, но попадете в пункт "Оплата услуг", потому что первый пункт "переехал" на другое место. В итоге вся последовательность нарушится, незрячий человек просто не будет знать, что ему делать, не сможет достать карту. Наступит паника – нажимаешь все правильно, а деньги не выходят, что делать, как быть.
Иногда удается быстро-быстро найти какого-нибудь неравнодушного зрячего и попросить его о помощи, пока банкомат не "съел" карточку, но обычно это все равно происходит, ведь время взаимодействия с устройством ограниченное. Из-за этого пожилым незрячим людям, у которых имеются серьезные проблемы с памятью, крайне не рекомендуется использовать неадаптированные банкоматы. Лучше доверить банковские операции близкому родственнику или другу».
Маргарита Мельникова, незрячая с рождения
«С доступностью банкоматов для незрячих людей есть большие сложности. Некоторые терминалы уже снабжены программным обеспечением, которое дублирует информацию на экране голосом и озвучивает каждое действие клиента.
Чтобы воспользоваться таким терминалом, незрячий должен взять с собой наушники. Человек подходит к банкомату, вставляет наушники в разъем и дальше выполняет нужные ему действия.
Он слышит голосовые команды:
– "Вставьте карту";
– "Выберите или введите сумму";
Набирает на клавиатуре нужное значение или водит пальцем по сенсорному экрану, а затем двойным нажатием подтверждает свой выбор, когда услышит желаемый вариант (сумму).
Если со снятием денег дело обстоит чуть проще, и порой можно приспособиться делать это даже в банкоматах, не оборудованных речевой системой, то другие операции — перевод, пополнение баланса, коммунальные платежи — без голосовых подсказок выполнить не получится.
Кроме того, если терминал с клавиатурой и большинство операций можно осуществлять "с кнопок", есть шанс запомнить, в какой последовательности и какие клавиши нажимать. Если же терминал полностью (или преимущественно) сенсорный и не снабжен голосовым помощником, незрячий человек самостоятельно им воспользоваться не сможет.
К счастью, в крупных городах все большее количество людей, как видящих, так и незрячих, переходят на безналичный расчет и предпочитают пользоваться мобильными приложениями и сайтами банков, годами не имея дел с банкоматами и бумажными купюрами».