Ещё Лао-цзы призывал к тому, чтобы люди весьма внимательно относились к собственным мыслям, ведь именно они являются началом поступков! Однако, как показывает жизнь, мы далеко не всегда следуем советам мудрейших. Впрочем, делаем это ни в пику последним, а либо по незнанию подобных аксиом, либо потому что лишний раз запустить мозги - задача, которая представляется нам не самой лёгкой.
✅ О времена, о нравы... Ну кто сказал, что Горе - от Ума?
В нашем обществе бытует стереотип, что от ума и мыслей чаще пожинается горе. Но открою вам меленький секрет - это всего лишь уловка лени и страха. Мы ленимся включить голову, а иногда и откровенно боимся сделать это, потому как не уверены в том, что нам под силу полностью просканировать ситуацию, спрогнозировать возможные сценарии её развития, а после ещё и принять максимально оптимальное решение. А потому, либо принимаем первое пришедшее на ум решение, либо, и вот это уже совсем грустно, ищем того, кто сделает это за нас.
...И знаете, в чём реальная причина того, что мы не любим думать? А в том, что мышление - это довольно трудоёмкий процесс. На память пришёл тезис от одного из самых мыслящих людей в истории человечества, а по совместительству изобретателя и бизнесмена - Генри Форда:
...Зато те, кто благоволит мыслью и наслаждается думательным процессом - счастливейшие люди! Мышление - это Свобода, а свобода - гарант Счастья. И если ваш ребёнок, уважаемые мамы и папы, любит размышлять, если он обожает задавать вопросы и пытается искать на них ответы, если он пробует писать стихи, сказки или рассказы, то это замечательно! Но вся беда в том, что однажды наступает момент, и все эти желанные и солнечные порывы детского творчества растворяются во времени.
✅ Ребёнок торопится жить, и это Чудесно!
А вот теперь самое главное! Лично я всегда был убеждён в том, что все дети рождаются с геном мыслителя! Согласитесь, что ребёнок, едва появившись на свет и поняв, что мир для него скорее друг, чем враг, начинает с жадностью его изучать. Ребёнок торопится жить! Информация, которую он получает ежедневно с момента рождения в разы больше той, что получаем мы - взрослые. А развивается в первые годы своей жизни он вообще, словно Ракета!🚀
У ребёнка так много вопросов к своим близким, что он не успевает получать на них ответы, потому как один вопрос порождает другой. Вы только вспомните как росли и развивались ваши дочки и сыночки! Сколько вопросов они выпаливали в день? Официальная статистика поражает: среднестатистический 4-5-летний ребёнок за день выдаёт по 450 вопросов!!! Другое дело, как мы с вами к этому относимся. Подпитываем ли мы эту детскую потребность или, идя на поводу её утомительной сути для нашего Эго, топим на плаву?
- В первом случае ребёнок не просто продолжает задавать жизни вопросы, но и делает это с ещё большим усердием и удовольствием. Как итог - из него вырастает мыслитель. А мыслители непотопляемы, они из любой ситуации найдут выход и не один. Да и жизнь проживают они всегда свою собственную, причём интересную, а не чужую.
- Но вся беда в том, что первый путь более сложен, а потому многие мамы и папы предпочитают выбирать второй вариант, полагая, что не стоит напрягать собственные мозги и проверять на гибкость и прочность собственно терпение, пытаясь отвечать на все вопросы своего чада. Ну и совсем грустно, когда они делают ставку на то, что развивать мышление ребятни должны воспитатели детского сада и школьные учителя, а ведь это верно лишь наполовину.
С одной стороны это действительно так, ведь и детсадовская развивающая программа, и школьные программы большинства дисциплин предполагают разнокалиберное мыслительные операции. Но всё-таки большая ставка делается на развитие памяти, в особенно когда в российских школах стала внедряться тестовая система проверки знаний.
Учителя поставлены в такие условия, что им приходится делать выбор между: Высокой результативностью и Развитием мышления. Увы, но выбор большинства моих коллег очевиден, и я их прекрасно понимаю. Но об этом как-нибудь в другой раз. Впрочем, довольно о грустном, пора оседлать Позитивную волну...
✅ Любопытство - Любознательность - Познавательный интерес - Активная жизненная позиция...
...Наверняка, друзья, вы задались вопросом о том, что это за непонятная цепочка или же хаотичный набор слов и словосочетаний? Если так, то и правильно сделали. Ну а поскольку у меня не очень получается хранить интриги: они у меня, как раскалённый уголёк на языке, то сходу готов раскрыть карты.
- Любопытство - это своего рода пинок природы к нашему познанию мира. Кстати, не стоит думать, что оно характерно исключительно для ребёнка. Иному проявлению любопытства наших братьев меньших можно только позавидовать, ведь не случайно много человеческих ловушек и капканов именно на то и рассчитаны.
Итак, Любопытство - это первый этап, пусть пока и бессознательный, мыслительной деятельности человека. Ребёнку интересно - он либо задаёт вопрос, либо пробует. И то, и другое - полезно. Причём, учится он больше на том, что пробует, пусть это будет даже горячий утюг чай. Помните, как у Марка Твена:
- С любопытством разобрались, поехали дальше. Любознательность! Это уже совершенно новый этап развития человеческой мысли. Главное его отличие от Любопытства состоит в том, что это уже осознанный процесс, направленный на приобретение новых знаний. Теперь уже ребёнок изначально задаётся целью узнать не только "что это", но и знает, зачем ему это нужно знать, а также пытается понять, как он может использовать в своих интересах полученные знания.
- Познавательный интерес. Это ещё более высокий уровень мышления, направленный на избирательное познания мира. Т.е. ребёнок начинает интересоваться чем-то более конкретным, и пусть круг его интересов, тем самым сужается, но зато глубина познания говорит о его личностном росте. Увы, но в жизни чаще Познавательный интерес ребёнка определяется родителями. Они "как никто другой точно знают, что интересно, но главное нужно их ребёнку". И это - начало конца, т.е. постепенное умирание в ребёнке Мыслителя.
- Активная жизненная позиция. Здесь всё просто и это Гимн Мысли, а заодно её Носителю и его Родителям. Без участия родителей редко когда ребёнку удаётся постичь этот Олимп. Суть 4 уровня мыслительной деятельности заключается в том, что уже не ребёнку, а сформированной взрослой личности интересно всё, чем живёт мир, в окружении которого он развивается, даже то, что находится за его пределами. Ведь его мысль не имеет границ.
Хотя самое главное, что получает сам Маленький взрослый - это Любовь к жизни, потребность исследовать окружающий мир, причём не только вширь, но и вглубь. Всё это приводит к тому, что такой человек уже никогда не остановится в процессе своих познаний. Ну а прицепом идёт то, что он сам становится ответственным за каждый свой шаг, за любое своё решение, за всякий собственный выбор. А это выступает 100%-ным гарантом большого человеческого счастья!
...Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что в последнее время не только для многих взрослых, но и для детей нормой является жизненная позиция, которую прекрасно характеризует старая добрая русская поговорка:
🎧 "Моя хата с краю - ничего не знаю!"
...Когда-то же она звучала довольно осуждающе. А вот тезис советского (белорусского) писателя и поэта Петруся Бровки был более близок для поколения, которые пережив тяготы Великой Отечественной, строили новый счастливый мир (причём в обоих смыслах данного слова):
✅ Как помочь ребёнку сохранить свет мысли в очах...
...Так что же делать, если вы жаждете видеть своего ребёнком маленьким философом? И да, напомню, что для меня философия - это не просто любомудрие и наука о жизни, это, прежде всего, волшебная палочка, с помощью которой любой ребёнок (да и взрослый) способен научиться многогранно мыслить, а прицепом и полюбить сам мыслительный процесс, что дорогого стоит!
Словом, ловите мои идеи, в которые я искренне верю, потому как они работают!
- ...Первое: не бойтесь детских вопросов. Старайтесь не только на них отвечать, но и сами задавайте собственные вопросы ребёнку. Причём, это совсем не сложно, ведь начинать можно с того, что прежде спросить самого ребёнка, что он думает в ответ на собственный вопрос? И ещё очень важно научиться задавать ребёнку микровопросы, с помощью которых тот самостоятельно придёт к правильному решению.
- Отсюда Второе: введите привычку загадывать друг другу собственные загадки. Мне не раз доводилось возить детей из Детской деревни в другие города. И не важно сколько я вёз детей, но самым любимым развлечением для нас были именно "загадочные сессии".
Не нужно думать, что это сложно, загадку формулировать можно как угодно коряво, главное, чтобы в ней была подсказка. И очень важно, чтобы движение было двусторонним, т.е. и вы загадываете ребятам загадки, и они вам. Причём, чем больше "загадочных" версий на отгадку, тем лучше.
- Третье: рассказывайте и читайте как можно больше сказок своим деткам. Но есть одна хитрость. Замечательно, когда они не просто их слушают, но и строят собственные версии их концовок. Они как бы принимают участие сами в написании сказок. Вы удивитесь, насколько могут быть креативны детские варианты развития событий и финалов авторских интриг.
Ну и да, как же здесь не упомянуть о том, насколько высокую роль в формировании мысли в ребёнке отводил сказкам величайший мыслитель и учёный всех времён и народов Альберт Эйнштейн:
...Данный тезис неисправимого мечтателя и вечного ребёнка не нуждается в аргументах, ведь каждый здравомыслящий человек знает, что сказки учат любого человека, вне зависимости от возраста: и редчайшему воображению; и целой палитре нравственных принципов; и, конечно же, критическому и философскому мышлению.
А ещё сказки увеличивают словарный запас ребёнка; а если речь идёт о русских народных сказках, то и знакомят с национальными обычаями и традициями. Ну и, конечно же, несут величайшую многовековую человеческую мудрость! По моему очень даже неплохо, не так ли?
- Четвёртое: играйте, играйте, играйте со своими детьми. Причём, не только в развивающие игры, которых сегодня великое множество, но и в те игры, что придумывают ваши дети или же вы это делаете совместно. Вы можете за точку отсчёт взять любую игру и придумать 5-10 производных собственных версий.
У меня есть такое необычное упражнение, которое очень любят мои ребята, называется оно - "Муха". Когда ребята, путём мозгового штурма, выбирают любой предмет и придумывают с ним, скажем 20 различных игр ("Метод 20 идей"). Если этот предмет в аудитории, то самые интересные игры даже проигрываются. Это к вопросу о развитии Креативного мышления.
- Пятое: если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос мыслителем, то непременно отдайте его в кружок или объединение, которое как раз заточено на то, чтобы развивались различные виды мыслительной деятельности, типа моего Клуба юных мыслителей "Неваляшка".
И если мой эгоизм диктует мне брать ребят с 10, как исключение с 9 лет, т.к. я хоть и прекрасно лажу с малышами, но всё-таки люблю больше общаться со взрослыми ребятами, то цена этому такова, что не все ребята перестраиваются на мыслительные рельсы, в силу того, что растеряли к 10 годам былой думательный потенциал. А вот если ребёнок с 4-5 лет прокачивает мозг, набирая обороты из года в год, то он точно однажды и навсегда обретёт любовь в Мысли. Причём, любой ребёнок!!! В этом я ничуть не сомневаюсь.
...Вообще-то я бы мог до бесконечности перечислять разные хитрости, с помощью которых можно успешно помогать нашим ребятам расти и развиваться, в первую очередь в плане мышления, но подумал, что куда мне спешить? Времени у меня ещё много, а необходимую затравку я вам дал.
Забегайте почаще на мой канал и как можно больше времени Созидательно и Позитивно общайтесь со своим детьми, ведь когда они войдут в "Колючий пубертат" сделать это будет не так уж просто!
✅ Великолепный Джонни Депп о воспитании...
...Поднимите, пожалуйста, руку те, кто обожает Джонни Деппа и его персонажей! Уверен, что моя рука затеряется среди джунглей ваших рук, уважаемые мои читатели. Он всегда был, остаётся сегодня и, несомненно, навсегда останется большим ребёнком, и это замечательно.
И в моей педагогической коллекции есть один замечательный сюжет из его "отцовской жизни", с которым с удовольствием с вами, друзья, и поделюсь. Это не искажённый пересказ интервью с актёром, вышедший из-под пера журналиста, а весёлый монолог из первых уст:
🙏...Вот и всё на сегодня, пора собираться к своим юным мыслителям. Если данная статья пришлась вам по душе и спровоцировала на созидательные мысли, то непременно ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК, ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИИ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, дабы нам раз и навсегда не разминуться в бескрайнем океане мировой паутины.
И сегодня только один вопрос, который я с уважением и надеждой задаю и родителям, и своим коллегам по педагогическому цеху:
🔥...Как вам удаётся, или удавалось в своё время, поддерживать Мыслителей в своих детях или воспитанниках?
🙏 С Уважением, ваш Рудольф Валяев (он же Неваляшка, он же Нефритовый Фрик)
🔔 P.S. Если же вы и сами, друзья, склонны к размышлениям, и получаете огромное удовольствие от самого мыслительного процесса, то Добро пожаловать на мой Второй канал: