Найти тему

Легендарный А.Н. Туполев и его самолеты

«Некрасиво, – не полетит!»
А. Н. Туполев

100 лет со дня основания отмечает старейшее в России авиационное бюро, которое носит имя Андрея Николаевича Туполева. За эти годы в конструкторском бюро было разработано более трехсот проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов, аэросаней. Свыше 18 тысяч самолетов под маркой «Ту» поднялись в небо.

Андрей Николаевич Туполев (1888 - 1972) был выдающимся российским и советским авиаконструктором, академиком АН Советского Союза. Он руководил созданием более ста видов как гражданских, так и военных самолётов. Именно на сконструированных Андреем Туполевым самолётах было установлено более ста мировых рекордов и уникальных перелётов.

Родился Андрей Николаевич 29 октября 1888 года в селе Пустомазово Тверской губернии. Твердое начальное образование Андрей получил дома и, посещая церковно-приходскую школу.

Своему отцу Андрей был обязан владением столярным и кузнечным искусством, изумительным мастерством подготовки инструмента и обращения с ним, которым он не раз удивлял и домашних, и одноклассников, и учителей, и товарищей, и начальство. Умение легко, без лишних вопросов сделать то, что было необходимо, не раз служило лучшей рекомендацией.

В 1901 году Андрей Туполев поступил в Тверскую губернскую мужскую гимназию. После окончания гимназии в 1908 году А. Туполев поступает в Имперское Московское техническое училище (ИМТУ). Во время учёбы он стал активным членом воздухоплавательного кружка. Именно там укрепился его интерес к аэродинамике, а кроме того, он смог получить дополнительные знания и навыки в конструировании. Уже через два года после поступления в училище он смог совершить первый самостоятельный полёт на планере, в разработке которого принимал самое непосредственное участие.

Андрей Туполев – гимназист (1907 г.)
Андрей Туполев – гимназист (1907 г.)

Но, к сожалению, в 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность неожиданно прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы Туполев был арестован и в административном порядке выслан из Москвы. И только в 1913 года он сумел восстановиться в ИМТУ, продолжив работу в аэродинамической лаборатории, построенной на базе старого кружка. За следующий год он быстро стал одним из активнейших учеников Жуковского (заслуженного профессора Императорского Московского Технического училища, преподавателя и основоположника Воздухоплавательного кружка), проявляя способности как научного исследователя, так и конструктора.

Училище Туполев окончил с отличием.

Вместе с Жуковским они организовали ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт), в котором А.Туполев был начальником авиационного отдела.

Николай Егорович Жуковский (1847-1921)
Николай Егорович Жуковский (1847-1921)

И уже в 1922 году, выдающимся авиаконструктором и организатором производства Андреем Николаевичем Туполевым, было основано нынешнее ПАО «Туполев».

Важнейшим этапом было строительство первого самолета. Долго мечтал Туполев о том, как будет руководить сборкой своего детища, как эта огромная птица взлетит в небо, гудя моторами, и потеряется за облаками. Андрей Николаевич провел исследования и доказал, что из дерева будущий самолет строится не должен – в ходе испытаний такая конструкция постепенно разрушалась, поэтому материалом для первого самолета был выбран кольчугалюминий. В августе 1923 года самолет был создан. Его назвали АНТ-1 («Андрей Николаевич Туполев – первый»), но создатели в шутку окрестили воздушную машину «птичкой-невеличкой».

А.Н. Туполев с товарищами у АНТ-1 (1923 г.)
А.Н. Туполев с товарищами у АНТ-1 (1923 г.)

Следующий образец – АНТ-2 – стал первым отечественным цельнометаллическим и первым пассажирским самолетом, который мог перевозить двух-трех человек. Его официальные испытания прошли в мае 1924 года, но в том числе из-за дорогого производства данную модель не стали выпускать. В настоящее время один из двух самолетов экспонируется в Центральном музее Военно-воздушных сил Российской Федерации в Монино.

АНТ-2
АНТ-2

В октябре 1937 года Туполев был арестован по обвинению во вредительстве. Обвинение утверждало, что Андрей Туполев создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала им чертежи самолётов. Несмотря на абсурдность обвинения, в мае 1940 года Андрею Николаевичу присудили 15 лет исправительно-трудовых лагерей. Освободили А. Н. Туполева досрочно летом 1941 года.

К началу Великой Отечественной войны боевые самолёты, разработанные в его коллективе, составляли основу парка бомбардировочной авиации СССР.

Всего за время войны выпущено 1216 таких самолётов. Советские предприятия продолжали выпускать их ещё в течение 7 лет после Победы, и всего до окончания серийной постройки было произведено 2527 машин этого типа.

С наибольшей силой зазвучало имя Андрея Туполева с появлением реактивной авиации. Созданный на базе военного бомбардировщика Ту-16 первенец советской реактивной гражданской авиации лайнер Ту-104 стал известен всему миру. Затем конструктор создал целую серию великолепных пассажирских и военных самолетов.

Ту-104
Ту-104

В 1958 году под его руководством был создан уникальный пассажирский летательный аппарат Ту-114, намного опередивший свое время. Надежный сверхдальний аэробус на многие годы завоевал лидерство на линиях большой протяженности, не имея аналогов по экономической эффективности. Ту-114 работал на международных линиях, совершая перелеты через океан на Кубу и в Америку.

Последним самолетом, который сконструировал и довел самостоятельно до постройки Андрей Туполев, был сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, ставший лебединой песней конструктора. Он появился на свет в 1968 году и стал знаменитым уже не только в СССР, но и во всем мире.

Ту-144
Ту-144

Туполеву Андрею Николаевичу трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он являлся почетным гражданином Парижа, Нью-Йорка и города Жуковский Московской области.

По рассказам очевидцев, Туполев, являясь талантливейшим ученым и конструктором, руководителем громадного, многотысячного коллектива инженеров, технологов, летчиков-испытателей, техников и рабочих, всегда оставался очень простым и дружелюбным человеком, обожал свою семью.

Со своей женой Андрей Туполев прожил очень яркую и счастливую жизнь. Юлия Николаевна сопровождала его всюду, где только было возможно: в командировках за границу, на научных конференциях, торжественных и дружеских открытых приемах. Хорошо зная иностранные языки, Юлия Николаевна помогала Туполеву в переговорах с иностранцами.

А. Н. Туполев с женой
А. Н. Туполев с женой

23 декабря 1972 года 84-летний Андрей Николаевич Туполев скончался. Он был похоронен с высокими воинскими почестями. Тело Туполева покоится на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве рядом с погибшими при катастрофе самолета АНТ-20 «Максим Горький», экипажем разбившегося в 1973 году на авиасалоне в Ле-Бурже Ту-144 и многими другими его друзьями и соратниками.

Сейчас ПАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время ПАО «Туполев» является предприятием, способным обеспечивать все стадии жизненного цикла авиационной техники от разработки до серийного производства, модернизации, ремонта, послепродажного обслуживания и поддержки эксплуатации. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов, ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

В отделе патентно-технической документации краевой научной библиотеки можно посетить книжно-иллюстративную выставку, на которой представлены книги об авиации, истории конструкторского бюро Туполева, статьи из периодических изданий об истории создания самолетов военного назначения и пассажирских самолетов под маркой «Ту», о жизненном пути самого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, а также патенты на его изобретения и патенты КБ «Туполев».

Каковкина Дарья, библиотекарь отдела патентно-технической документации