Архангельск. Октябрьский суд приговорил олигарха Иванова — протеже экс-губернатора Орлова, который пытался «обуть» Сбер аж на 4 млрд рублей и поучаствовал в «убийстве» Вельской птицефабрики. Есть ощущение, что это ещё не точка…
Это экономическое «супердело» длилось 4 года. Всё это время олигарх Иванов ездил на суды из Москвы. Финал — 6 лет строгого режима и удовлетворенный иск на 2,8 млрд рублей. Выплатить легально — нереально, а значит, УДО корешу бывшего губера не светит.
Кстати, как раз намедни в Архангельск на освещение храма приезжал и сам Орлов. Это было в воскресенье. Во вторник его человек Иванов услышал приговор. Просто совпадение.
Итак, Октябрьский суд Архангельска сегодня признал 54-летнего москвича Александра Иванова виновным в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
***
Официальная информация прокуратуры области гласит, что Иванов, являясь бенефициарным владельцем (фактическим собственником) ООО «Вельская птицефабрика», в период с октября 2006 года по январь 2015 года (расцвет правления губернатора Орлова) организовал заключение птицефабрикой и Архангельским отделением ПАО «Сбербанк России» 23 кредитных договоров.
Кредиты якобы предназначались для финансирования строительства птицефабрики, расположенной в деревни Вороновская Вельского района, а также приобретения различного оборудования и комбикорма.
Забегая вперёд, скажем, что после получения денег что-то там строилось и закупалось, но что, сказать трудно — всё сгорело в один момент при странных обстоятельствах.
Суд же сегодня пришёл к выводу, что Иванов «не имел намерений возвращать кредитные денежные средства, а после их получения названным обществом похитил, организовав дальнейшее перечисление на счета подконтрольных ему организаций, чем причинил банку ущерб на общую сумму 4 078 780 123 рублей».
При этом с целью создания видимости исполнения обязательств по данным договорам он организовал их частичное погашение, а также заключение к ним ряд дополнительных соглашений, предусматривающих увеличение сроков указанных кредитных продуктов.
«Приговор в законную силу не вступил», — уточняет пресс-служба прокуратуры Архангельской области.
***
Поэтому пока Иванов посидит до апелляции в Архангельском СИЗО № 1 (централ на Попова). Хотя сидеть ему не много: домашний арест приравнивается к СИЗО. А далее арифметика: 4 года домашнего ареста, всего 6 лет. Итого: отсидеть 2 года… За 4 ярда.
ИА «Эхо СЕВЕРА» (единственное СМИ) с самого начала, ещё с того самого 2006 года следило за всей этой кампанией, и в анналах сайта легко найти все упоминания про это…
Если кто забыл, напомним.
Это тот самый Иванов, который появился в области сразу после воцарения Игоря Орлова. Он появился вместе с «решалой» Олегом Волковым — типом крайне скользким. Оба везде фигурировали как «советники» и были вхожи во все кабинеты второго этажа правительства Архангельской области, в том числе и в главный кабинет, причём вне очереди.
14 апреля 2018 года в Москве Иванова поймали. Тверским судом ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Олигарх «приземлился» в Матросскую тишину.
Но ВДРУГ (конечно, не коррупция!) за него вписался бизнес-омбудсмен Борис Титов (ещё тот кадр). За обычных бизнесменов не вписывается, а тут аж из кожи лез.
Неужели тогда мистер Титов («показавший себя» на прошедших президентских выборах и заступавшийся за опальных бизнесменов, бежавших в Лондон) решил поддержать группу насоливших Архангельской области бизнесменов? Да эта группа тут почти всю область доила. Бизнес плющила. Они свободную прессу едва ли не к стенке поставить пытались!
В истории с олигархом Ивановым очень много интересного.
Первое. Сумма — 4 миллиарда (даже в масштабах России очень крупная). До Иванова в банке у Грефа никому подобных сумм не удавалось стырить.
Второе. Иванов пользовался именно покровительством власти. Недаром его и называли «Олигарх Иванов». Сам термин «олигарх» подразумевает близость к власти. Это когда не равно приближённый, а очень приближённый.
Мы писали, и теперь суд это подтвердил, что в период с 2012 года ООО «Вельская птицефабрика», контролируемая близким к власти олигархом Ивановым, была буквально накачана бюджетными и банковскими миллиардами.
Почти на миллиард рублей было выдано субвенций из областного бюджета под марку того, что до 40 процентов рынка птицы в Архангельской области будет занимать продукция «Вельской птицефабрики».
Кто-нибудь из архангелогородцев видел продукцию «Вельской птицефабрики»? Вопрос риторический — эта продукция если и была, то, по крайней мере, её никто из опрошенных нами экспертов не заметил.
Другими словами, мы наблюдали некий фантом.
Миллиарды рублей были вкачано в качестве кредитов из Сберегательного банка России, ещё полмиллиарда было вкачано денег из «Россельхозбанка».
В конечном итоге цех, который едва ли стоил 100 миллионов рублей, был оценён в два миллиарда, а потом сгорел. Чему было гореть в этом цеху, до сих пор непонятно. Всё, на что должны были уйти миллиарды — сгорело, а «Вельская птицефабрика» стала банкротиться малоизвестным ООО «Сапфир» из города Пензы.
Есть полное ощущение того, что «Вельскую птицефабрику» (вернее, ООО «Вельская птицефабрика») сначала накачали деньгами, а затем тихо слили.
Слили с пожаром и с банкротством.
Многое в истории с «Вельской птицефабрикой» — сплошной мрак.
Кроме денег Сбербанка, похищенных мошенническим путём, есть эпизоды, которые тянут на мошенничество при незаконном возврате НДС. Так, под строительство в Вельске птицефабрики Иванов получил кредит в Сбере на сумму более 3 млрд рублей.
Иванов освоил кредит и ещё НДС почти на 800 млн рублей умудрился возместить. Именно случай с возвратом НДС весьма по признакам напоминает мошенничество.
В бытность начальником УМВД по Архангельской области генерал Павел Горчаков даже возбудил по этому факту уголовное дело, считая возврат незаконным. В итоге дело прикрыли, а Горчаков лишился должности, поскольку за Ивановым стояло руководство области.
Но дело никуда не исчезло.
Есть ощущение, что точка в этой гнусной истории не поставлена. Это многоточие…
Например, ещё один эпизод — тот самый, по которому весь экономический блок правительства Архангельской области времён Орлова должен появиться в суде в качестве свидетелей. Пока что как свидетелей.
Дело в том, что «Вельская птицефабрика» находилась в долгах как в шелках (только кредитных обязательств у нее больше чем на 4,5 млрд рублей), но регулярно получала субсидии из бюджета — на общую сумму 400 млн рублей.
Фишка была в том, что условием субсидий была реализация продукции на территории региона. Но едва ли кто вспомнит поставки курятины на рынки Поморья.
В области считают эту птицефабрику обычной «пирамидой», через которую прокачиваются бюджетные средства.
Одним словом, история ныне посаженного олигарха Иванова — наука всем лихоимцам: сколь верёвочка не вейся, всё равно совьёшься в плеть.