Рецензия на фильм «Лучшие в Аду» от нашего культурного смотрителя.
Режиссер: Андрей Батов.
В ролях: Алексей Кравченко, Георгий Болонев, Сергей Гарусов, Дмитрий Мурашев, Георгий Маришин, Захар Черезов, Юрий Евдокимов.
Премьера: 5 октября 2022.
Фильмы, снятые для рекламы тех или иных вооруженных сил — далеко не новое явление. Например, если в США вы попросите у Минобороны помощи в съемке кино, то вместе с техникой и формой, получите список критериев, как нужно правильно показывать родную армию. Несоблюдение правил министерства — равно лишению реквизита.
У нас есть похожая система, но куда менее гибкая и поэтому часто на наши ленты, снятые при поддержке армии, тяжело смотреть без слёз. Совсем другое дело — частные деньги и частные заказы на фильмы, продвигающие интересы, нужные частному заказчику.
Кино Евгения Пригожина и Алексея Нагина «Лучшие в Аду» — как раз фильм-витрина такого проекта, как ЧВК «Вагнер». Произведение совершенно этого не стесняется и с первых же титров говорит, что главные действующие лица — так называемые музыканты и никто другой.
Единственная задача «Лучших в Аду» — рекламировать данное военизированное подразделение для широких масс. Цели получить прибыль с проката или стриминговых сервисов нет от слова «совсем». Чуть ли не в день выхода фильм появился на всех площадках в свободном доступе и ни одна версия до сих пор не забанена.
Причем, в качестве слоганов использованы неоднозначные максимы, как в сторону «конкурента», так и с точки зрения жизненной позиции. Например, открывающие титры заканчиваются такой фразой «Мы знаем, что попадем в Ад, но в Аду мы будем лучшими» или «Там, где не пройдут войска, там пройдем мы».
Самая первая фраза в кино — «От создателей фильма „Солнцепек“». Не совсем понятно, почему авторы так гордятся своей предыдущей работой, которая заставляет усомниться в уравновешенности причастных, и каким образом она относится к «Лучшим в Аду», но это их кино и их дело, к чему отсылать зрителя.
Весь фильм — экранизация рядовой операции по зачистке нескольких зданий и выходу на единственную 9-этажку в районе для наводки союзной авиации. Всё, ничего большего не ждите. Нет тут ни драмы, ни конфликта, ни пропаганды, ни идеологии (почти). В принципе, рекламе крутой спортивной тачки всё это и не нужно, а «Лучшие в Аду» сняты именно по принципу рекламы чего-то по-настоящему мужского и также не нуждаются ни в раскрытии персонажей, ни в предыстории, ни в сюжетной арке.
Вместо этого, для каждой единицы техники, видимо, имеющейся у музыкантов, есть отдельная вставка с основными характеристиками, как в компьютерной стратегии. Вообще весь фильм напоминает серию игр «Command & Conquer», только вместо шуточных брифингов, тут к интерактивной карте то и дело выходит сверхсерьезный Кравченко и рассказывает, что происходило за последние 10 минут.
Без Кравченко было бы действительно очень тяжело понять, кто, где, куда и зачем. Несмотря на все старания авторов показать, кто свой, а кто чужой, зритель очень часто путается в сторонах конфликта. Самый частый вопрос во время просмотра — «Это наши или нет?» Да, с самого начала нам говорят: «белые» — ЧВК «Вагнер», «желтые» — противник, солдаты носят соответствующие повязки, но только на правой руке, а оператор часто заседает именно слева.
Впрочем, через некоторое время у зрителя вырабатываются собственные критерии, по которым он отличает «белых» от «желтых». Например, та сторона, что несет большие потери и отступает — всегда с желтыми повязками, а солдаты, докладывающие о каждом своем действии и уверенно идущие вперед — всегда «белые».
Повествование строится по следующей структуре: сначала нам показывают действия штурмовой группы, потом группы поддержки, потом артиллерии, после выходит Кравченко и объясняет, что мы только что увидели, штаб операции ставит новую задачу и так по кругу.
Самое интересное, что точно то же самое происходит и со стороны «желтых». После «Солнцепека», не до конца ясно, в какой конкретный момент создатели выработали уважение к противнику и перестали показывать ту сторону, как животных. В «Лучших в Аду» оппоненты — не просто люди, они такие же люди.
Проигрывают они не потому, что поклоняются Сатане, воюют сбродом или дураки-командиры отправляют личный состав строем на пулемет, а потому, что ошибаются, дают рискованные приказы и подвергаются легкой панике. То есть авторы говорят: «мы побеждаем, поскольку мы лучше обучены».
Создатели фильма не отказывают противнику в мрачном героизме, который даже приносит свои плоды. Пригожин избегает какой-либо политики и идеологии (этого всего здесь вообще нет), при этом снимает сцены, где и «белые», и «желтые» молятся одному Богу, и у тех, и у других «деды до Берлина доходили». В финале на одном экране нам вообще показывают два идентичных инструктажа с обеих сторон. Однако, стоит отметить, что речь командира «белых» в кино есть, а про идеологию «желтых» решили умолчать.
«Лучшие в Аду» безусловно понравится тем, кто придирается к американским боевикам за то, что там герои неправильно вскидывают автомат, не так держат руку на цевье, вешают аптечку не с той стороны и прочим диванным (и не очень) тактикульщикам.
Персонажи весь фильм делают ровно то же самое, что отрабатывают на полигонах. Тут вам и пошаговая инструкция по наложению жгутов, и наглядный пример того, что будет, если наложить его неправильно, и идеальная работа в двойках в помещении, подавление противника в замкнутом пространстве, совместные действия с артиллерией, эвакуация раненных — в общем, всё согласно уставу.
К слову, об уставах: «Лучшие в Аду» довольно четко продвигают «принципы компании»:
- 1. Не бегут.
- 2. Всегда забирают тела.
- 3. Имеют 2 гранаты (для противника и для себя).
Последнее правило, похоже, является основным. Его продвигают и в речах, и в пиар-кампаниях в Интернете, и в фильме тоже. За весь хронометраж «белые» неоднократно подрывали себя вместе с противником. За редким исключением, бойцы ЧВК всегда забирали на тот свет кого-то из «желтых» таким способом.
Понятно, что создателям нравится показывать жертвенность бойцов, но, в данном случае, это выглядит, как желание берсерка побыстрее отправиться в Вальгаллу. Для того, чтобы сцена героизма вызывала эмоции, должна быть предыстория и мотивация персонажа. С точки зрения авторов, такие вещи, как самоподрыв, вообще не обсуждаются и являются обыденными в их работе. Возможно, так оно и есть.
История распорядилась таким образом, что Пригожину достались лучшие декорации и лучший реквизит для боевика. «Лучшие в Аду» снят с минимумом графики, но сцены с 3D-взрывами всё-таки заставят поплакать пару-тройку аниматоров. Съемки проходили в по-настоящему разрушенных домах, с настоящими танками, гаубицами и «Ураганами». Кроме того, далеко не все бойцы — актеры. Многие из них прямо сейчас участвуют в реальных боевых действиях.
Начальные боевые сцены и вовсе выглядят, как экранизация роликов из telegram-каналов, к которым мы все уже привыкли. Иными словами, боевые сцены сняты довольно реалистично. Однако, настоящего мяса в кадре практически нет. Если кишки на стенах и появляются, то только на секунду-другую. Если приглядываться, то халтура реквизиторов видна невооруженным глазом, видимо, поэтому кровавых сцен так мало, но, возможно, авторы намеренно сгладили некоторые ужасы войны.
«Лучшие в Аду» — та реклама, о которой можно только мечтать. Образ участников оркестра — солдат XXI века, одетый по последнему слову военной мысли, обученный, бесстрашный профессионал, воющий с таким же противником.
Любая пропаганда — это тоже, своего рода, реклама и, обратите внимание, насколько агитка получается лучше, когда у авторов есть четкие задачи, а не размытые принципы вроде «за хороших и против плохих».
18+
Александр Губкин.