Эти сибирские побасёнки собрали и записали в конце прошлого века братья Александр и Геннадий Заволокины. В основном – в Новосибирской области.
«…Кто сочинил побасёнки? Трудно сказать. Мы знаем только тех, кто их рассказывал. А тот, кто их рассказывал, не всегда может вспомнить, от кого сам слышал… — так пишут о своей многолетней работе Александр и Геннадий. — «Любят в народе пошутить, метким словцом переброситься. Сошлись два-три знакомых шофера на заправке — есть побасенка. Женщины повстречались, на даче ли, у сельского магазина — опять побасёнка. По сути, такие короткие бытовые рассказики, чудные житейские подглядки и подслушки повсюду. Только не ленись, записывай (правда, не все подходящим бывает, но это уже другой вопрос).
По-разному называют в народе эти забавные байки: балагурки, россказни, побрехушки, собирухи, всячины, болтушки, бухтины, тарабарщины. Нам понравилось определение «побасёнки». Они чем-то напоминают габровские анекдоты. Сродни и сибирским бывалыцинам, записанным когда-то В. Пухначевым. В них та же неожиданность мысли, лукавая усмешка.
Они как мимолетная шутка: либо она удалась и все смеются, либо нет.
Но, кроме юмора, в побасенках находят отражение неповторимый характер, ум, талант, национальный аромат, и, если хотите, духовная глубина русского человека. (В этом их коренное отличие от многочисленных и бесцветных бульварных анекдотов!) Побасенки не только остроумно высмеивают лень и глупость, жульничество и жадность, они выразительно показывают нормы народной этики — то лучшее, что наследуем мы из старины сегодня. И в первую очередь уважительное отношение к труду...»
Ну а мы от души благодарим братьев Заволокиных за их уважительное отношение к наследию из старины и кропотливый труд в сборе самобытных народных «жемчужин».
А зачем готовить?
Жила одна женщина. Была она очень стара и к тому же сильно болела. была у нее дочь .Но такая ленивая и беззаботная, что ничего делать не хотела .А всего-то хозяйства у них было одна собака. Как-то летом тяжело заболела женщина. лежит в постели .подняться не может. Вот люди и говорят дочери: «Ты, чего ж не готовишься к зиме. Ни грибов, ни ягод к не заготовляешь, ни полена дров у вас нет. И в огороде ничего не садишь». «А зачем мне это нужно» — отвечает дочь, мать к зиме умрет, собака сдохнет, а я замуж выйду!» Но вот пришла зима. Мать жива осталась, собака не сдохла, и замуж ее никто не взял. Кому она нужна такая ленивая, да нерадивая? И пришлось ей идти побираться до миру.
Суд
Обидел купец крестьянина. Тот подал на него в суд .Стали их судить да рядить. Купец-то был хитрая бестия. Позолотил ручку всем судейским, каждому подарочки преподнес. А мужику-то и нечего было дать, Вот купца и оправдали. Вышли они из суда на крыльцо, а купец довольный разглаживает бороду и говорит самодовольно: «Что мне эти законы, коли мне все судьи знакомы!» А мужик ему и ответил: «И правда тонет, когда золото всплывет!»
А моё какое дело?
Один пасечник как-то хвалился: «Да у меня пчелы крупные, как бараны! «А как же они тогда в улей пролазят?» — удивился один из слушателей.
«А это не мое дело, пусть как хотят, так и залазят» — ответил пасечник.
Суд
Обидел купец крестьянина. Тот подал на него в суд .Стали их судить да рядить. Купец-то был хитрая бестия. Позолотил ручку всем судейским, каждому подарочки преподнес. А мужику-то и нечего было дать, Вот купца и оправдали. Вышли они из суда на крыльцо, а купец довольный разглаживает бороду и говорит самодовольно: «Что мне эти законы, коли мне все судьи знакомы!» А мужик ему и ответил: «И правда тонет, когда золото всплывет!»
«Да хлящи уж! »
Один капрал принял пополнение. Обошел капрал строи «и спрашивает первого солдата: «Ты, откуда, будешь?» «Вологодские мы» — отвечает солдат. А капрал очень не любил вологодских, размахнулся и ударил солдата.
Спросил второго и узнав что тот тоже вологодский и его ударил. А когда спросил у третьего, он ответил: «Да хлящи уж, чего спрашиваешь!»
Жарь, баба, рыбу!
Приходит пьяным мух дамой и начинает куражиться: «Жарь, баба, рыбу!» «Да Господь с тобою, откуда же у нас рыба?» «Да масла клади поболе!» — кричит муж. «Да у нас и масла-то нету,» — отвечает жена. «Жарь, тебе говорят, — стучит муж кулаком по столу — Да на двух сковородах!»
Записано у Г. В. Бодрова в сентябре 1984 года, в г. Новосибирске
Гостям пеку
Пекла мать пироги, гостей поджидала, Дочка рядом была, тоже ждала — когда мать пирожка даст. Ждала, ждала да и решила спросить:
— Дай, мама, пирожка.
— Не дам, — ответила ей мать, — гостям пеку! Вот будет сырой или горелый — тогда возьмешь.
Вышла дочка за дверь, стоит и шепчет: «Дай Бог сырой, дай Бог горелый».
Записано у Л. В. Цветковой в Новосибирской области
Живал-бывал
— Живал-бывал, на босую ногу топор одевал да корчагой подпоясывался. Пошел я, молодец, возле лыка гору драть, а там озеро на лебедях плывет. Вот я палку бросил — не добросил, другую бросил — перебросил, третью бросил — попал да мимо. Озеро вспорхнуло и улетело, лебеди остались. Вот я нашел лодку, кормы-то нет и дно выпало, сел да поплыл. Переплыл, а там стоит избушка на курьих ножках Я в нее заглянул — там честна квашня тетку месит. Я сказал: «Бог в помощь тебе, честна квашня, бабу месить». Она вытащила из-за лопаты печь и ну меня печью молотить! Я побежал да штанами пол изорвал. На улицу выскочил, а там заплот на собаку лает! Вот так!..
Записано у А. И. Ведерниковой, 69 лет; с. Колывань, Новосибирской области
Так сгорят
Пришел сосед к соседу, поздоровался:
— Здорово живешь, сосед!
А тот сосед с женой дрова пилил да еще на уши был туговат, недослышал и отвечает ему:
— Ничего не длинны.
— На базаре-то был? — спрашивает его сосед.
— А так сгорят.
Записано у Ф. Н. Клотова, 69 лет, пос. Маслянино Новосибирской области
Продавали корову
Продавали старик со старухой корову на базаре. Корова плохая: старая, худая. Обманывать старики не умели — спросит покупатель про корову, они и выкладывают:
— Молока не дает, сена ест много, приплода нет... Покупатели и отходят.
Оказался поблизости цыган:
— Кто же так продает? Давайте, я мигом продам вашу корову! Старики согласились и начал цыган торговать:
— Хорошая корова! Приносит по два теленка в год! Доится не молоком, а сливками — пока одно ведро относишь, второе уже полное! Не корова — маслозавод!
Подошли покупатели, цену стали давать. А старики и говорят:
— Нет, не будем продавать... Такая корова нам и самим нужна!
Записано у А. И. Жердева, Доволенского района Новосибирской области
Сапоги
Жил в одном селе Осип Зуйков. Мужик он был прижимистый и жадноватый. Все у него было на строгом счету.
Накопил Осип деньжонок и купил на ярмарке выходные сапоги-вытяжки. Носил он их редко. Только по великим праздникам надевал. Сходит в церковь на Пасху, да на Троицу по свежей травке вокруг дома обойдет. Одним словом — берег.
Прошло пятнадцать лет. За это время у Осипа вырос его сын Пронька. Скрепя сердцем, чтобы не покупать новых сапог, Осип отдал свои сапоги Проньке.
Через пять лет узнал Осип, что у Проньки сапоги развалились. Он напустился на сына, стал ругаться на него и кричать:
— Я пятнадцать лет носил сапоги и ничего с ними не случилось. А ты за пять лет, как на огне сжег. Не напасешься на тебя сапог.
Записано у П. В. Семенова, с. Сычевка Смоленского района Алтайского края
Два друга и горчица
Сидели два друга в чайной, обедали. Один зачерпнул ложкой горчицу и в рот — слезы так и хлынули из глаз.
— Ты чего это плачешь? — спрашивает другой.
— Бабушка у меня сегодня умерла...
Съел второй друг ложку горчицы — тоже слезами залился.
— Ну, а ты чего плачешь?
— Жалею, что ты вместе со своей бабушкой не окочурился.
Записано у А. И. Щенышковой, 56 лет, д. Рябчинка, Искитимский район, Новосибирской области
Знахарка
He на что было старушке питаться, она и ходила по миру. Зашла однажды на двор богатый, хозяин дома ей милостыньку подал и говорит:
— Ты бы своим заработком жила.
— А как? — спрашивает старушка
— А я тебя научу. Взялась бы ты лечить людей.
— А я не знаю как.
А ты говори хотя бы такие слова:
«Бег пес через овес. Овсу было хорошо и псу было хорошо».
Старушка стала лечить людей, некоторым помогала. К ней люди стали все чаще обращаться. Она пошепчет:
«Бег пес через овес. Овсу было хорошо и псу было хорошо…» — вроде бы и полегчает больному.
Прошло некоторое время — заболел хозяин того дома богатого. Нарыв в горле полупился, и он прослышал, что в таком-то краю в деревне есть знахарка, хорошо лечит. Приехал он к ней. Старушка уже и приоделась получше и на лицо поправилась — мужик её и не узнал. А когда стала она лечить: «Бег пес через овес. Овсу было хорошо и псу было хорошо…» — Мужик вспомнил свои же слова и догадался, что это за знахарка. От удивления он как крикнет:
— А! Это ты!..
И так он произнес «а», что нарыв в горле у него лопнул и ему стало легче.
Записано у С. С. Перкова, 70 лет, с. Ново-Никольское, Усть-Тарского района, Новосибирской области
Была у меня жена
«Была у меня жена Софья, на печи три года сохла. Я привел домой гостей, она слезла с кирпичей, гостям поклонилась и натрое переломилась. Я ее взял да лыком сшил и еще с ней три года жил...»
Атимка
У отца с матерью был мальчик Акимка. А мать звала его Атимка. Пришли как-то к Акимке мальчишки и зовут на речку. А мать не отпускает. Он просился-просился да и побежал без разрешения. Выбежала мать на улицу и кричит ему вслед:
— Ну, Атимка, утонешь — домой не приходи!
Здорово, кума!
— Здорово, кума!
— Да на базаре была!
— То ли ты, кума, глуха?
— Да купила петухa!
— А ребятишки твои как?
—Восемь гривен отдала!
— Ну, до свиданья, кума!
— Да петух-то курочкам нужен!
Гусиные лапки
— Ох, и сладки гусиные лапки!
— А ты их едал?
— Нет, я не едал, а мой дедушка видал, как их барин едал.
Семь зипунов
Жили-были муж с женой. Было у них два сына, один родный по матери. Другой родный по отцу.
Отправились они с отцом в лес зимой на работу. Мать неродимому сыну шубейку стареньку дала, а родному — семь зипунов с печи достала. Пожалела. Чтобы сын родной в лесу не замерз.
Приехали они в лес, стали работать. Неродный-то работает — не лодырь был, да еще в шубейке. А родный — ленивый. Так в этих семи зипунах и застыл.
Записано у С. Е. Заволокиной, 69 лет, г. Бердск, Новосибирской области