Найти в Дзене
Правовой.Центр

Виды ЭЦП для физических лиц. Как и где получить цифровую подпись

Огромное число государственных услуг можно получить в электронном формате, но для того, чтобы это стало возможно, требуется получить электронную подпись. Фактически, она является сгенерированным файлом с набором цифр, который прикрепляется к документу и подтверждает то, кем был подписан документ. Подписанные таким образом бумаги юридически признаются равными бумажному оригиналу. Виды ЭЦП для физлица Согласно законодательству Российской Федерации, гражданин может использовать три типа электронной подписи: В зависимости от типа электронной подписи меняется их способ выдачи, степень обеспечиваемой ЭП защиты документа, а также стоимость получения. Простая Наиболее простой версией электронной подписи является простая ЭП. Она представляет собой логин и пароль, которые призваны подтвердить факт авторизации пользователя в системе. С ее помощью гражданин может подтвердить факт обращения в государственные орган, а также подписать заявление, на основании которого ему будет предоставлена та или ин
Оглавление

Огромное число государственных услуг можно получить в электронном формате, но для того, чтобы это стало возможно, требуется получить электронную подпись. Фактически, она является сгенерированным файлом с набором цифр, который прикрепляется к документу и подтверждает то, кем был подписан документ. Подписанные таким образом бумаги юридически признаются равными бумажному оригиналу.

Виды ЭЦП для физлица

Согласно законодательству Российской Федерации, гражданин может использовать три типа электронной подписи:

  • простую;
  • усиленную неквалифицированную;
  • усиленную квалифицированную.

В зависимости от типа электронной подписи меняется их способ выдачи, степень обеспечиваемой ЭП защиты документа, а также стоимость получения.

Простая

Наиболее простой версией электронной подписи является простая ЭП. Она представляет собой логин и пароль, которые призваны подтвердить факт авторизации пользователя в системе. С ее помощью гражданин может подтвердить факт обращения в государственные орган, а также подписать заявление, на основании которого ему будет предоставлена та или иная услуга.

Примером использования простой электронной подписи является интернет-банкинг. Пользователь авторизуется в системе с помощью сгенерированных им логина и пароля, а затем вводит в специальную форму смс-код для того, чтобы подтвердить оплату на том или ином интернет-ресурсе.

В соответствии с договором, ранее заключенным с банком, такая подпись приравнивается к обычной и обладает теми же юридическими функциями.

Простая электронная подпись недостаточно сильно защищена, поэтому не может применяться везде. Ее нельзя использовать при работе с документами, относящимися к финансовой или имущественной сфере. Простая ЭП может подтвердить факт наличия подписи, но гарантировать то, что документ не был впоследствии изменен, и при этом был подписан именно тем человеком, который имел на это полномочия, не может.

В случае возникновения спорных ситуаций документы, подписанные с использованием простой электронной подписи, должны проверяться в судебном порядке.

Усиленная неквалифицированная

Усиленная неквалифицированная электронная подпись формируется в строгой привязке к конкретному документу. С ее помощью можно впоследствии определить, были ли внесены какие-либо изменения в текст документа после фактического его подписания, а также кем и когда конкретно он был подписан.

В техническом плане этот вид электронной подписи значительно более сложен, так как для его создания используется метод криптографических преобразований. Благодаря этой технологии данный тип ЭП может обеспечить качественную защиту подписи физического лица от подделок, а также рисков изменения текста документов после подписания.

Подделать подпись, которая была создана с использованием данной технологии, крайне сложно. Она в полной мере может обеспечить достоверность сведений о том, кто именно и когда был фактически подписан документ, а также то, вносились ли в его текст после подписания те или иные изменения.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись может использоваться в электронном документообороте для подписания практически любых документов. Однако, это возможно лишь в том случае, если стороны заключили между собой соглашение о доверии к подписям этого типа, и электронным документам, подписанным с их использованием (в соответствии со статьей 6 ФЗ №63 «Об электронной подписи»).

Получить усиленную неквалифицированную ЭП можно только подтвердив свою личность, предоставив свои паспортные данные и фото специалисту, или при личной встрече. При этом сама подпись будет храниться на любом внешнем носителе. В этом качестве могут использоваться как USB- токены, так и любые мобильные устройства.

Этот вид электронной подписи подходит для большинства операций, совершаемых физическими лицами: подписания договоров, счетов, актов и др.

Процесс выдачи усиленных неквалифицированных электронных подписей не контролируется со стороны государства. Она может быть выдана любой специализированной организацией, а владеть ею может любой гражданин. Такая ЭП не защищена теми инструментами, которым в полной мере доверяет государство, поэтому документы, подписанные таким способом, не могут быть приняты к рассмотрению в судебных инстанциях и т. д.

Усиленная квалифицированная

Квалифицированная электронная подпись – самый надежный вид ЭП. От неквалифицированной электронной подписи она отличается способом выдачи – получить ее гражданин может только обратившись в специализированный удостоверяющий центр, то есть организацию, которая обладает соответствующими полномочиями для выдачи ЭП и предоставления услуг по криптозащите информации.

Удостоверяющие центры имеют соответствующий сертификат ФСБ и аккредитированы в Минкомсвязи. Электронные подписи, выданные в этой организации, в полной мере защищены и им доверяют государственные органы.

Целостность квалифицированной ЭП проверяются двумя способами:

  1. Проверяется список сертификатов, которые по тем или иным причинам были признаны недействительными. Это позволяет определить, была ли подпись действительна на момент использования.
  2. Проводится проверка временного штампа. Этот фактор позволяет сделать вывод о том, когда документ был подписан.

Квалифицированная электронная подпись имеет две важные особенности:

  • Взломать и подделать ее практически невозможно, так как процесс требует огромного количества вычислительных ресурсов. Безопасность также гарантируется и тем, что в случае утери закрытого ключа удостоверяющий центр по сигналу клиента моментально отзывает сертификат, после чего подписывать документы с его использованием становится невозможно.
  • Квалифицированную подпись можно использовать в операциях с любыми электронными документами в любых ситуациях. Все государственные органы признают правомерность такой подписи и признают ее правовое равенство с «живой» подписью, поставленной на бумажном носителе.

Квалифицированная электронная подпись может быть выпущена физическими лицами и за пределами Российской Федерации в удаленном формате. Осуществить это можно при соблюдении одного из двух условий:

  • наличия действующего биометрического загранпаспорта;
  • при наличии действующей электронной подписи.

Как и где получают

Простую

Для того, чтобы физическому лицу получить простую электронную подпись, достаточно однократно пройти процедуру регистрации и авторизации в той системе, в которой будет использоваться данная подпись. Например, при оформлении банковского продукта клиент проходит идентификацию в офисе банка, после чего проходит регистрацию в системе интернет-банкинга, формируя постоянные логин и пароль, необходимые для оперативного входа в систему.

Практически также проходит и получение простой электронной подписи на портале Госуслуг. Для ее оформления гражданину потребуется получить идентификационный код одним из трех способов:

  1. лично посетив один из официальных центров обслуживания клиентов с документами, подтверждающими личность. Перечень доступных адресов опубликован на сайте центров обслуживания (например – отделения Почты РФ и др.).
  2. запросив отправку письма с кодом почтой. Получить такое письмо можно будет только при предъявлении паспорта. Исключением является портал nalog.ru. Идентификатор для входа в личный кабинет пользователя на этом сайте получить заказным письмом нельзя.
  3. при помощи действующей электронной подписи, оформленной через один из удостоверяющих центров.

Усиленную неквалифицированную

Усиленную неквалифицированную ЭП физические лица могут получить в личном кабинете nalog.ru, либо самостоятельно, используя для этого криптографические программы.

Важно помнить, что юридические документы, которые подписаны данным типом ЭП, имеют юридическую силу только при наличии соответствующего договора с организацией, с которой будет осуществляться электронный документ.

Усиленную квалифицированную

Усиленная квалифицированная электронная подпись может быть выдана только удостоверяющими центрами, аккредитованными в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Подлинность подписи гарантирует квалифицированный сертификат ключа, с помощью которого осуществляется проверка электронной подписи.

Сертификат пользователю выдается на USB-носителе. В некоторых случаях для того, чтобы получить доступ к его функционалу, требуется установка дополнительного специализированного программного обеспечения.

Физические лица для получения усиленной квалифицированной электронной подписи могут обратиться в любой из офисов МФЦ.

Для оформления потребуются следующие документы:

  • Паспорт.
  • СНИЛС.
  • ИНН.

Кроме того, гражданину потребуется приобрести специализированный носитель информации (токен), на который будет записана ЭП.

Есть ли у ЭЦП срок годности

Срок действия сертификата проверки любой электронной подписи зависит от того, какое средство криптографической защиты информации было использовано при ее создании, а также от того, в каком удостоверяющем центре был выдан сертификат. Как правило, срок действия ЭП составляет 12 календарных месяцев.

Документы, подписанные ЭП, не теряют свою юридическую силу после завершения срока действия сертификата ключа проверки ЭП.

Какая подпись используется для Госуслуг?

Для того, чтобы пользоваться функционалом портала Госуслуг, достаточно получить простую ЭП. С ее использованием гражданин сможет:

-запрашивать справочную информацию;
-осуществлять запись на получение услуг в медицинских или образовательных учреждениях;
-производить оплату услуг и др.

Если хочу подписывать электронные документы, какую подпись необходимо получить?

Для подписания электронных документов необходимо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись. Она может быть использована на портале Госуслуг для передачи в госорганы юридически важных сведений, связанных с: заменой или получением документов, подачи деклараций, оформления лицензий и др. Для взаимодействия с другими организациями может быть оформлена усиленная неквалифицированная ЭП, но документы, подписанные с ее помощью, будут иметь юридическую силу только при оформлении дополнительного соглашения между сторонами об использовании ЭЦП.

Центр юридической поддержки граждан России. Подпишитесь на наш телеграм канал