Найти в Дзене
dpmmax

Революция в психиатрии ХХ века, часть третья: открытие транквилизаторов

И, наконец, о транквилизаторах, которые — вот ведь удивительное совпадение — тоже появились в середине ХХ века. Эта ниша в психофармакологии столь же давно и сильно напрашивалась на то, чтобы её заполнили. Не то чтобы свято место пустовало: был хлоралгидрат и паральдегид, был целый ряд барбитуратов, навроде веронала, люминала, мединала и амитал-натрия; были морфин и опий, каннабис и бромиды всех мастей.

Да только вот ведь незадача: ни одно из вышеперечисленных снадобий не было в достаточной степени прицельным и безопасным. Нет чтобы просто расслабить, снять тревогу, напряжение и страх — у каждого были свои «но». Опием, морфием и каннабисом быстро научились злоупотреблять и впадать в серьёзную зависимость — во всяком случае, от первых двух; каннабис далеко не всегда успокаивал: случалось, что и наоборот, да и с адекватностью возникали проблемы.

-2

Хлоралгидрат и паральдегид имели узкий диапазон в дозировках: немного превысил — и клиент уже просто отключился, а то и забыл, как дышать. Бромиды имели неприятную склонность накапливаться и выдавать токсические реакции, да и мужчины на них жаловались: дескать, не то не то они успокаивают и расслабляют.

-3

Барбитураты включали чуть ли не весь список побочных: ими злоупотребляли и становились от них зависимыми, ими было легко отравиться при передозировке, что стало модным, если человек решил легко и безболезненно свести счёты с жизнью или задумал кого другого свести в могилу. А ещё от барбитуратов человек постепенно становился тупеньким — это, кстати, далеко не сразу заметили. Словом, напрашивалось что-то, что могло бы изменить ситуацию и на этом фронте.

И это что-то сыскалось в 1951 году. Как и в случае с аминазином, основными заказчиками поиска стали хирурги. Им понадобился миорелаксант. Нет, так-то у них уже были производные кураре, но искали что-нибудь этакое. Что не так быстро выключает дыхательную мускулатуру, а то утомительно одновременно оперировать и дышать за пациента. Сначала нахимичили мианезин — но тот действовал недолго и был токсичен, поэтому стали искать дальше — и синтезировали мепробамат.

-4

Мепробамат, как выяснилось при клинических испытаниях, собственно хирургам оказался не очень интересен: мышцы он расслаблял, но не так уверенно и быстро. Зато оказался не таким токсичным, и его можно было не колоть, а давать внутрь, порошком или таблетками. А ещё обнаружился замечательный эффект: пациент расслаблялся не столько физически, сколько душевно. Уходили напряжение и тревога, куда-то девался страх — милое дело перед операцией! А к 1955 году, узнав о таком чудесном свойстве, мепробаматом заинтересовались и психиатры.

Так в волшебном чемоданчике появился третий основной психофармакологический класс того времени — транквилизаторы (tranquillo — по-латыни «успокаивать»). А вскоре подоспели и более знакомые многим из нас производные бензодиазепина: в 1959 году получили хлордиазепоксид (вам он больше известен, как элениум или либриум), а в 1963 году — транквилизатор на миллионы людей и долларов, диазепам (он же реланиум, валиум, седуксен, сибазон).

***

P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.

P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) — мною пишется книга о неврозах. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.