Найти тему
ТЕХНОНИКОЛЬ

Влияние итальянской архитектуры на российские постройки

Оглавление

Гуляя по улицам Москвы, мы восхищаемся красотой башен Кремля, величием соборов и других старинных построек. И часто даже не подозреваем, что созданы они по проектам итальянских архитекторов, которые во многом определили облик столицы России. Давайте устроим виртуальную прогулку и узнаем, какими зданиями мы обязаны итальянцам.

Успенский собор Кремля

Одно из первых творений итальянских мастеров на Руси — Успенский собор Московского Кремля. Его архитектором был уроженец Болоньи Аристотель Фьораванти, который прославился на всю Италию благодаря своим многочисленным талантам. Он умел передвигать с места на место башни, отливать пушки и чеканиить монеты. Последнее сыграло с ним злую штуку — на родине Фьораванти обвинили в фальшивомонетничестве. Возможно, именно по этой причине он легко принял приглашение приехать на Русь.

На тот момент Москва осталась без главного храма — предыдущее здание было разрушено ещё на этапе строительства по неясной причине (из-за землетрясения или ошибок инженеров). Фьораванти сразу решил, что восстанавливать разрушенный собор нет смысла и начал строить по-новому. Он приказал вырыть под фундаменты огромные рвы, вбить в них дубовые сваи и наладить производство крепкого брускового кирпича. Из Италии он привёз множество новых художественных решений: цельное тело собора, узкие окна, круглые колонны. На долгие годы Успенский собор стал эталоном, на который ориентировались другие архитекторы.

-2

Башни Московского Кремля

7 из 20 башен Кремля были построены итальянцами. Например, Боровицкая башня — творение рук Пьетро Солари. Изначально она служила въездом на хозяйственную половину государева двора, а сейчас через неё въезжает в Кремль кортеж главы страны. Солари был архитектором и Спасской башни. К ней примыкает Фроловская стрельница, ворота которой всегда были парадным въездом в Кремль. Верхняя часть башни украшена кружевным арочным поясом с башенками по углам и фигурами фантастических зверей, также в оформлении можно найти изображения цветов и ракушек, а над курантами — фигуры павлинов.

-3

Колокольня «Иван Великий»

Колокольня «Иван Великий» — творение итальянского архитектора Бона Фрязина (к сожалению, его настоящее имя неизвестно). До XIX века это было самое высокое здание в Москве, его доминанта. Колокольня «Иван Великий» имеет форму восьмигранника и состоит из нескольких ярусов, которые последовательно уменьшаются в диаметре и по высоте. Такое решение дарит ей удивительную легкость и стройность.

Бон Фрязин создал уникальное по прочности сооружение, которое устояло даже после взрывов мин в 1812 году, заложенных французскими войсками под соборные звонницы. В основании башни — поле из свай, забитых вплотную друг к другу, далее — фундамент, а ещё выше — ступенчатый белокаменный стилобат. Первоначально высота колокольни составляла 60 м, но во времена правления Бориса Годунова её надстроили до 81 м. Про высоких людей в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».

-4

Не обязательно ехать в Европу, чтобы полюбоваться творениями итальянских архитекторов. Они ближе, чем вы думаете!