Что такое мотивация? Мотивация – это внутреннее состояние человека, которое активизирует, направляет и поддерживает поведение, направленное на достижение цели.
Внутренняя позиция школьника созревает, в том числе, и под воздействием внешних стимулов со стороны окружающих. Например, первоначально школа привлекает дошкольника как атрибут взрослой жизни. Он хочет ходить в школу, как старший брат, или потому, что ему купят школьную форму, новые школьные принадлежности, портфель.
А внутренняя мотивация ученика отражает уже мотивы ребенка, его цели, реакцию на неудачи, стремление выполнять новую социальную роль школьника и познавательную потребность.
Читайте дальше, и вы узнаете, как определить внутреннюю позицию ребенка, который в скором времени станет учеником, и какую предстоит выполнить работу взрослому, чтобы помочь дошкольнику в формировании мотивации школьника.
Предварительная работа: возьмите лист бумаги и нарисуйте 7 фигур парами. Этот тест можно предлагать дошкольнику после 6 лет.
Инструкция для ребенка: Посмотри на листочек.
Что здесь нарисовано? (геометрические фигуры). Представь себе, что это школы.
Они нарисованы парами. Что значит парами? (по две).
Сначала две круглые школы, потом две квадратные, две прямоугольные, две треугольные, затем две овальные, две в виде трапеции и две в виде ромба.
Я буду рассказывать тебе о них, а тебе нужно выбрать из двух школ одну – ту, в которой ты хотел бы учиться.
Обрати внимание, вот эти школы нарисованы с левой стороны (покажите левый столбик), а вот эти школы нарисованы с правой стороны (покажите правый столбик).
Когда ты из двух школ выберешь ту, в которой бы хотел учиться, поставь внутри школы значок (крестик, галочку). Задание понятно?
Давай потренируемся. Это необходимо, чтобы убедиться, что дошкольник понял суть задания.
Посмотри на школы круглой формы. В той школе, что нарисована слева (покажите), уроки маленькие, а перемены большие. Дети с удовольствием играют в различные игры: догонялки, классики. И совсем чуть-чуть пишут или читают.
В той школе, что нарисована справа (покажите), уроки длинные, а перемены маленькие. Ученики с удовольствием узнают что-то новое, пишут в тетради и решают примеры. А на перемене успевают лишь немного поиграть с друзьями.
В какой школе ты хотел бы учиться? Выслушайте ответ ребенка. Отметь ту школу, которую ты выбрал. Ребенок ставит значок в центр правого или левого круга.
Теперь работай самостоятельно.
Посмотри на школы квадратной формы. В той школе, что нарисована слева (покажите), каждый день рисование, музыка, физкультура. В той школе, что нарисована справа (покажите), каждый день математика, письмо, обучение грамоте. Отметь ту школу, в которой бы ты хотел учиться.
Посмотри на школы прямоугольной формы. В той школе, что нарисована слева (покажите), учитель каждый день задает домашние задания. Дети приходят домой и выполняют их. В той школе, нарисована справа (покажите), учитель не задает домашние задания. Дети приходят домой и могут играть в игрушки, гулять на улице, ходить в гости. Отметь ту школу, в которой бы ты хотел учиться.
Посмотри на школы треугольной формы. В той школе, что нарисована слева (покажите), учитель за правильные ответы и хорошо выполненную работу ставит «5». В той школе, что нарисована справа (покажите), учитель за хорошую работу выдает шоколадки, печенье, конфеты. Отметь ту школу, в которой бы ты хотел учиться.
Посмотри на школы овальной формы. В той школе, что нарисована слева (покажите), ученики сидят на уроке тихо, ни с кем не разговаривают, если что-то хотят спросить, поднимают руку, на урок приходят без опоздания. В той школе, что нарисована справа (покажите), каждый делает то, что он хочет. Он может разговаривать, опаздывать на урок, не выполнять домашние задания. А если ему не нравится, он, вообще, может в школу не приходить. И никто его за это ругать не будет. Отметь ту школу, в которой бы ты хотел учиться.
Посмотри на школы в виде трапеции. В эту школу, что нарисована слева (покажите), дети любят ходить, потому что им нравится писать на доске мелом, слушать, как звонят звонки на урок. Им нравится новая школьная форма и красивые пеналы. В эту школу, что нарисована справа (покажите), дети любят ходить, потому что они хотят научиться читать, писать, считать. Стать такими же умными, как их мамы и папы, дедушки и бабушки, друзья из соседнего подъезда. Отметь ту школу, в которой бы ты хотел учиться.
Посмотри на школы в виде ромба. В той школе, что нарисована слева (покажите), уроки ведет учитель. В той школе, что нарисована справа (покажите), уроки ведут папы и мамы детей по очереди. Отметь ту школу, в которой бы ты хотел учиться.
Тест пройден. Говорить ребенку правильные ответы не следует. А вот спросить его о том, почему он выбрал тот или иной вариант ответа, требуется обязательно. Таким образом, вы поймете размышления дошкольника о школе и определите, что он в действительности знает о предстоящем обучении в школе.
Обработка результатов:
6-7 правильных ответов свидетельствует об устойчивой мотивации ребенка. Социальная роль школьника сформирована. Учебно-познавательный мотив доминирует.
4-5 правильных ответов говорят о недостаточном уровне сформированности школьной мотивации. Социальная роль школьника на этапе становления.
3 и меньше правильных ответов показывают отсутствие мотивации к обучению в школе. Следует формировать внутреннюю позицию школьника.
Что делать, если у ребенка недостаточно сформирована мотивация или вовсе отсутствует?
Вести доверительный диалог. Расширять представления дошкольника о школьных правилах и школьной жизни. Чем больше он будет знать, тем крепче и устойчивее будет его мотивация, тем увереннее он будет чувствовать себя, когда начнет ходить в школу, так как здесь не будет неожиданностей.
Привожу примерный список вопросов для обсуждения с ним.
Что такое урок?
Как узнают первоклассники, что время начинать урок?
Для чего нужна перемена?
Не забудьте: не только, чтобы приготовиться к следующему уроку. Перекусить, попить воды, сходить в туалет, пообщаться с друзьями.
Зачем в школе доска?
Как обращаться к учителю?
Как привлечь внимание, если нужно о чем-то спросить?
Что означает поднятая рука ученика?
Почему на уроке нельзя разговаривать, ходить по классу?
Зачем ученику задают домашнее задание?
Что говорят, если нужно выйти в туалет?
В какие игры можно играть с друзьями на перемене?
Что такое отметка? Какие отметки бывают?
Что будешь делать, если тебе учитель поставит «3»?
Для чего нужен школьный дневник?
Что такое каникулы?
Беседуя с ребенком по этим вопросам, не забудьте рассказать им о своих школьных годах: любимых предметах, строгих учителях, сдаче экзаменов, веселых случаях из школьной жизни, первых победах и неудачах, о тех, кто вам помогал и поддерживал в трудную минуту. Школа - это не только учеба, это и экскурсии, походы в кино, музеи, театры, общение с новыми друзьями.
Дети охотно играют в школу. Играйте с ними. В совместной игре они осваивают отношения, существующие между учителем и учеником, учатся позитивно оценивать свои действия и действия взрослого.
Только это не означает, что вам надо учить его программному содержанию школы. Берите любое задание для дошкольного возраста: заштриховать фигуру, дорисовать недостающую деталь, превратить круг в окружающие его предметы, лабиринт, кроссворд…, но обыгрывайте это задание как задание для ученика: поднимает руку, когда хочет ответить, просит выйти в туалет, обращается к вам (учителю) по имени, отчеству, получает домашнее задание…
Вывод: формирование мотивации школьника начинается с изучения школьных правил. Но это еще не все. Продолжение следует.
Вы дочитали статью до конца. Ставьте 👍!
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!
Про мотивацию писала здесь: