Найти тему

Опять про работу с детьми с ОВЗ, или Дети второго сорта-2

Источник - Яндекс Картинки
Источник - Яндекс Картинки

4 года назад я написала статью «Дети второго сорта» про детей, имеющих трудности в обучении. Перечитала и поняла, что кроме превращения Минобраза в Минпрос, за это время ничего не изменилось. Воз бардака, формализма и фикции и ныне там.

Я работаю в обычной школе. Практически в каждом классе есть дети (1-3 человека) с подтвержденным диагнозом статуса ОВЗ (в основном с нарушением речи и задержкой психического развития). В течение учебного года выявляются ещё дети, которым тоже нужно пройти ЦПМПК, чтобы иметь возможность обучаться по облегчённой, адаптированной под их нужды, программе. Для таких детей положено создавать ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут. Вот здесь и зарыты несколько собак.

Первое. ИОМ создаётся совместно психологом, логопедом, дефектологом и учителем. Специальное 5-летнее образование для работы с детьми с ОВЗ имеют только первые три специалиста. У учителя – максимум курсы в 72 или 144 часа. Это ни о чём: знакомство с терминологией и всё. Никакой практической поддержки эти курсы учителю не дают.

Второе. Отдельное время на работу с детьми с ОВЗ (1-3 часа в неделю) имеют только специалисты. Учителю же такое время не выделяется. Он всё должен успеть на уроке. Тут возникают технические вопросы:

1) как одновременно учить класс и несколько человек с разными диагнозами по их индивидуальным программам;

2) в какое время учитель может дополнительно позаниматься с учеником, если не выделено отдельных часов?

Простая ситуация: контрольный диктант. Понятно, что у детей с ОВЗ и остальных учеников класса должны быть тексты разной сложности. На уроке учитель диктует всему классу. А этому ученику с ОВЗ когда диктовать? Часов-то дополнительных не выделено. Снять ребёнка с другого урока (музыки, физкультуры) – нельзя, право на образование нарушается. Оставлять после уроков? А что уставший ребёнок напишет на 5-м/6-м уроке? Опять же – это время учителю не оплачивают. Часы консультаций отменены.

Задаешь вопросы администрации.

– Часы выделят для работы с детьми с ОВЗ? – Нет, обойдётесь. Работайте в рамках урока, выжучитель.

– А как тогда…? – Мы не знаем, как. Это вы должны знать. Выжучителя!

Доходит до смешного. Дети без статуса ОВЗ, но много пропускающие из-за частых болезней, тоже не могут получить помощь учителя.

– Когда заниматься с отстающими и болеющими? Дайте часы! – Занимайтесь на каникулах!

Ребята, каникулы – это время заслуженного детского отдыха от учёбы! Это простая физиология. Умственная работа сильно истощает. А ребёнка с проблемами со здоровьем – истощает вдвойне. Кроме того, а смысл заниматься на каникулах? Разве возможно за 3-4 часа занятий закрыть пробелы целой четверти?

Главный вопрос: как тогда учитель должен обеспечить ребёнку с ОВЗ прохождение индивидуального маршрута, если этой возможности физически нет? Ответ: а никак.

Третье. Приложение № 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15 регулировало общее количество учеников в классе, где есть дети с ОВЗ. С 1 января 2021 года этот документ отменён!! В СанПин от 2020 г. есть только указания на количество детей в компенсирующих группах и классах, а не в обычных инклюзивных, где смешаны все дети.

Четвёртое (шкурное). Не платят учителю за работу с детьми ОВЗ, несмотря на дополнительный труд. За обучение детей-инвалидов доплачивают. За детей с ОВЗ нет. Хотя их в разы больше. Решение об оплате работы с детьми ОВЗ переложено на образовательные организации. А у них главное что? Правильно – режим экономии.

Присутствовала я однажды на трёхдневном онлайн-семинаре по работе с детьми ОВЗ.

Вот комментарии педагогов:

«В нашей школе работают с особенными детками, но индивидуально. Действительно, очень большая проблема педагогического сопровождения ​этих детей. Могу сказать одно, система образования в России к этому совсем не готова. Всё строится на голом энтузиазме. Условий развития для таких детей нет и не будет долго. И дело, конечно, не в пандусах и не наличии туалета для детей с ОВЗ, они уже имеются. Но! Особенные дети всё равно являются исключением, которое социум и система в целом не готовы принять».

«В нашем городе есть коррекционная школа. Поэтому в общеобразовательных школах детей с ОВЗ практически нет. Но коррекционная школа, как говорит администрация, в целях оптимизации может закрыться в любой момент. Я считаю, если все эти детки с ОВЗ придут в обычные общеобразовательные школы, существующая система образования, родители, дети, наш менталитет и др. не готовы на данный момент к обучению детей с ОВЗ в обычных школах. Слишком много проблем: и технических, и финансовых, и человеческих, и др».

«В прошлом году у меня был такой опыт: я вела уроки литературы в классе​, где был ребенок с ОВЗ. Не знаю, как на других уроках, но на литературе, где каждую минуту урока учитель работает с классом, возможности работы с такими детьми даже очень ограничены. Я думаю, что дети с ОВЗ страдают от того, что на этих уроках им уделяется мало внимания. Благо, что было два индивидуальных урока, на которых мы догоняли специальную программу. Надо ли ребенку с ОВЗ сидеть на уроке с классом, где идет изучение предмета по другой программе, а потом еще изучать предмет по своей программе, не является ли это перегрузкой для ребенка?»

«В школу два года назад поступил ребёнок-аутист. Рекомендовано ТПМПК обучение по АООП для детей с РАС, в.8.2. Коррекционного класса нет. Обучается в обычном классе, правда, в нем 19 учеников. Мама – учитель-дефектолог, она же является тьютором, но присутствовать с сыном полный учебный день не может. Без тьютора учителю трудно. Как быть?»

«Я учитель английского языка в начальной школе (2-4 классы). Меня интересует, насколько возможен успех обучения английскому языку детей с ОВЗ и без ОВЗ в классе численностью 20 человек, в котором с ОВЗ разных вариантов протоколов 4 человека».

«В 5 классе обычной общеобразовательной школе (18 человек) два ребёнка с интеллектуальными нарушениями (8 вид), у которых своя программа и свои учебники. Как организовать работу с ними на уроках русского языка и литературы в составе класса, чтобы было эффективно для тех и других детей?»

«Финансовый вопрос. ​Оплачивается ли дополнительно нагрузка по ОВЗ учителю, если учащиеся занимаются не в отдельной группе? Вопрос связан даже не с тем, что учителю приходится дополнительно готовиться к урокам, а с тем, что необходимо дополнительно приобретать учебно-методическую литературу, которая на сегодня стоит дорого. Учебник учителю не положен за счёт образовательного учреждения, а свободных учебников нет».

«Как быть с детьми, которые просто очень часто болеют, поэтому выпадают из учёбы и жизни класса?»

Надо ли говорить, что на все эти вопросы педагоги НЕ получили ответов на этом семинаре?

«Подскажите, пожалуйста: набираю первый класс. Будет один «солнечный» ребенок, а другой заикается. Как ​я должна начать с ними работать? Честно, я в смятении…»

Любой добросовестный учитель в обычном классе, где учатся дети с ОВЗ, находится в смятении. Потому что контролёров и начальников над ним куча. Помощника – ни одного.

И ещё глас вопиющего в пустыне учителя: «Какие есть механизмы воздействия на родителей, дети которых явно имеют особенности в развитии, чтобы они получили заключение ЦПМПК?» А это уже тема для отдельной статьи.