Найти тему
МК-Байкал

Кто заплатит за Байкал: в бюджете нет денег на его охрану и защиту?

В Комитете Госдумы по экологии заявили, что в проекте бюджета РФ на 2023–2025 годы не заложены средства на ликвидацию опасных отходов БЦБК и на ряд других, не менее важных для Иркутской области, экологических проектов. Но ситуация, говорят депутаты, может измениться.

    Фото: bcbk.info
Фото: bcbk.info

В 2023 году будет ровно 10 лет, как был закрыт Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. До сих пор стоят цеха, оборудование, ждут своей очереди и 6,5 миллиона тонн отходов на Солзанском и Бабхинском полигонах. Об их ликвидации говорили в течение нескольких лет, и наконец был выбран подрядчик – Федеральный экологический оператор, созданный специально для этого, была выбрана технология – литификация, то есть сохранение отходов на месте путем введения добавок, которые за время превратят отходы в почву. И в 2023 году на Бабхинском полигоне должны были начаться работы, но тут – денег на это в федеральном бюджете нет, а бюджет Иркутской области такое не вытянет.

Также, по сообщению комитета, денег нет на модернизацию очистных сооружений населенных пунктов, расположенных в границах Байкальской природной территории. В Приангарье на берегах Байкала и неподалеку от него располагается около 100 таких населенных пунктов, и только 18 из них имеют хоть какие-то очистные. Остальным надо их проектировать и строить. В соседней Бурятии канализационно-очистные сооружения в прибайкальских поселках строятся, только у нас в регионе – нет.

Также в комитете ГД сообщили, что, если бюджет будет принят в таком виде, как сейчас, там не будет денег на разработку плана рекреационной деятельности национальных парков. Кроме этого, существенно урезано федеральное финансирование мониторинга лесных пожаров в заповедниках.

И что теперь? Мы решили узнать, что по этому поводу думают ученые и депутаты Госдумы от Иркутской области.

Депутат Госдумы РФ Александр Якубовский:

    Фото: ecosociety.ru
Фото: ecosociety.ru

Фото: ecosociety.ru

– Готовится проектно-сметная документация на мероприятия по ликвидации отходов – эта работа профинансирована. Что касается самих работ, реализации проекта, то действительно в тексте законопроекта такой строки нет. Подчеркну, что нет на данный момент.

На мой взгляд, такое отсутствие неоправданно. Будем надеяться, что ко второму чтению и наша межфракционная группа «Байкал», и профильный комитет Госдумы донесут важность своевременного финансирования работ и добьются выделения денег.

Депутат Госдумы РФ Михаил Щапов:

    Фото: ok.ru
Фото: ok.ru

Фото: ok.ru

– Мы пока не можем говорить, что в бюджете на 2023 год не заложены средства по этим статьям. Нужно понимать, что сейчас бюджет внесен в первом чтении. На этом этапе рассматриваются в целом расходы и доходы бюджета, размер дефицита. Но расходы расписаны пока не полностью. Общая цифра есть, а конкретики по некоторым позициям нет. Это обычная практика, в ней нет ничего нового. Хотя она всегда вызывала критику с нашей стороны – мы вынуждены частично голосовать за «кота в мешке».

Расходы на Байкал – это часть поддержки из федерального бюджета регионам. Они сейчас расписаны только на 54%. Для Иркутской области есть конкретика только по сумме в 29,9 млрд рублей. Для сравнения: в прошлом году в первом чтении для Иркутской области были расписаны 35 млрд рублей, в окончательном варианте бюджета было уже 46,5 млрд, а за 2022 год сумма выросла до 54,5 млрд рублей. Поэтому работа над конкретными мерами поддержки будет продолжаться и во втором чтении бюджета, и весь следующий год.

Что касается денег на Байкал. Сейчас действительно нет суммы по этой статье в первом чтении бюджета. Это вызывает у нас серьезное беспокойство, так как не дает спланировать расходы в следующем году. Но сама статья расходов и соответствующая госпрограмма есть. Они должны финансироваться. Поэтому, скорее всего, если не произойдет ничего экстраординарного, то деньги мы увидим во втором чтении. Это не значит, что нужно расслабляться – необходимо держать руку на пульсе и продолжать работать с бюджетом до последней минуты.

Также сейчас не обозначены средства на борьбу с лесными пожарами и ликвидацию последствий наводнения в Тулуне. Тоже повод быть начеку.

Академик РАН, директор Иркутского филиала СО РАН, научный руководитель Иркутского научного центра СО РАН Игорь Бычков:

    Фото: sbras.info
Фото: sbras.info

Фото: sbras.info

– Расходы бюджета России на плановый период с 2023 по 2025 год предусматривают траты не на ликвидацию накопленного ущерба, а на проектирование этой работы. В частности, до 2023 года должен быть готов проект ликвидации отходов на Солзанском полигоне. Однако этот проект не окончательный: работы по проектированию затянулись, и сейчас их вернули на стадию разработки регламента проведения научных исследований по подготовке и выработке технологий утилизации накопленного вреда. Возвращаемся на уровень лабораторных исследований с выходом на опытно-промышленные испытания, поскольку проведенные ранее исследования не показали эффективности.

Сегодня пока нет ни одной технологии, которая была бы опробована и готова к реализации, ни одна из них не прошла одобрения ученых, технологов и заказчика. Основные направления — литификация и компостирование. Рассматривается вопрос, связанный с частичным изъятием и вывозом отходов.

Я знаю, что депутаты Госдумы от Иркутской области настаивают на том, чтобы были внесены изменения в федеральный бюджет, касающиеся ликвидации отходов на Бабхинском полигоне и центральных очистных сооружениях Байкальска, к которой намеревались приступить уже в 2023 году.

Напомним, бюджет РФ окончательно не принят и принят будет очень даже не скоро. Ему предстоит пройти еще минимум два чтения, между которыми комитеты будут вести работу по распределению и перераспределению денежных средств. Так, может, уже во втором чтении мы увидим цифры в нужных строках, отличные от нуля.