На днях в Монине установили мемориальную доску в память о Юрии Никанорове (Пятигорском), погибшем на спецоперации старшем сержанте 45-й отдельной гвардейской бригаде специального назначения ВДВ. Вдова героя поделилась с «Подмосковье сегодня» своими воспоминаниями о том, каким он был, рассказала о его подвигах и о том, почему не собирается говорить сынишке, что папа больше не вернется со службы.
ТЕБЕ МЕДАЛЬ ЗА АПЕЛЬСИНЫ ДАЛИ?
Юрий Никаноров (Пятигорский) никогда ничего не рассказывал родным о своей службе. Даже когда после возвращения из командировки в Сирию его наградили медалью «За отвагу», суровый десантник предпочел отмолчаться перед семьей.
– Я его допытывала, мол, что было в Сирии? – вспоминает вдова героя Анна. – А он ответил, что апельсины там были вкусные. Я говорю: «Ну не за апельсины же тебе медаль дали?» Юра только улыбался и шептал на ухо, что не хочет меня расстраивать.
Только спустя много лет, уже после гибели Юрия, Анна узнала, за какую конкретно боевую операцию наградили тогда мужа. Оказалось, что он тогда на автомобиле «Урал» эвакуировал группу специального назначения после выполнения ею боевых задач на одном из стратегических направлений в Сирии. По пути они попали в засаду. Юрий выскочил из автомобиля, достал автомат и открыл огонь по боевикам. В результате вся диверсионная группа противника была разбита.
– Ни словечка от него самого я не слышала, – горько качает головой вдова. – Юра говорил, что ни во что меня не посвящает не потому, что это военная тайна, а потому, что не хочет меня волновать. Может, он и прав. Я очень эмоциональна. Когда муж в тот раз уехал в Сирию, я стала седой. Такая впечатлительность не самое подходящее качество для жены военного.
ИЗ ДИНАСТИИ ВОЕННЫХ АВИАТОРОВ
Будущие супруги познакомились в 2011 году в воинской части РВСН (Ракетных войск стратегического назначения), где оба служили: Юра – радиотелеграфистом, а Анна – заведующей вещевым складом.
– Юра ко мне одеваться приходил, – улыбается Анна. – Постепенно стал ухаживать, много на складе мне помогал. Кота моего спасал, когда он заболел. Вот мое сердце и растаяло.
Анна постепенно узнавала своего любимого. Он оказался родом из прославленной династии военных авиаторов из Монина. Пятым ее представителем. Казалось бы, и его путь был предопределен, но молодой человек решил побороться с судьбой. После окончания кадетской школы он вместо летного училища пошел в бизнес. Из-за чего даже крепко поругался с родными: представителей старшего поколения покоробило, что юноша отказался продолжать военно-авиационную династию.
А потом Юру призвали в армию, где он понял, что служба Родине – это его судьба, от которой не уйдешь. И после срочки заключил контракт. В 2015 году юноша перешел из РВСН в 45-ю отдельную гвардейскую бригаду специального назначения ВДВ, о службе в которой мечтал очень давно.
Анна рассказывает, что ей с Юрой жилось «как за каменной стеной». Он был настоящим мужчиной, заботливым, добрым. В любое время дня и ночи бросался на призыв о помощи – если кто-то из друзей попадал в ДТП или нужно было отвезти к врачу заболевшего ребенка.
Короткая командировка мужа в Сирию, конечно, добавила Анне седых волос, но больше горячих точек в жизни Юры не было. В 2019 году родился сын Паша, которого отец безумно любил. Анна воспитывала ребенка, ждала со службы мужа.
ПОЖЕРТВОВАЛ ЖИЗНЬЮ РАДИ СПАСЕНИЯ ТОВАРИЩЕЙ
И тут наступил 2022 год.
– 24 января Юра уехал на учения в Белоруссию, – рассказывает вдова. – А 22 января скоропостижно скончался его отец. Я, словно что-то предчувствуя, умоляла мужа отказаться от командировки, взять положенный по уставу 10-дневный отпуск. Но он уехал, ответив, что не может подвести ребят, ведь список уже составлен.
Много-много раз Анна прокручивала этот момент, гадая, могло бы что-то измениться, если бы тогда Юрий взял этот самый отпуск, гарантированный законом для похорон родственника. Она думает, что да, все сейчас было бы иначе. По крайней мере, он вряд ли попал бы в ту засаду.
О том, что случилось 14 марта, Анне рассказали сослуживцы. В тот день он на эвакуационном автомобиле сопровождал колонну боевой техники, двигающуюся по Киевской области. Одна из машин, перевозящих припасы, сломалась. Командир принял решение продолжить путь, а Юрию приказал остаться ремонтировать поврежденный автомобиль. Он только начал ремонт, когда из лесополосы неподалеку вдруг открылся минометный огонь. Это была засада.
Юрий отбежал от техники и принялся стрелять в ответ, отвлекая внимание противника на себя. Пятерым товарищам удалось увезти поврежденный автомобиль в безопасное место и спастись самим. Но рядом с Юрием разорвался снаряд, и он упал, пронзенный осколками мины. Продолжал стрелять, истекая кровью. Но все-таки уничтожил минометный расчет противника.
Раненого десантника товарищи вытащили с поля боя и доставили в госпиталь Вишневского в Москве. За его жизнь врачи боролись 16 дней.
– Я до последнего верила, что он выкарабкается, – признается вдова. – Не была готова к тому, что 30 марта врач мне скажет, что Юре справиться не удалось.
За свой подвиг Юрий был награжден орденом Мужества. Вдова показала его сынишке Паше. Но не сказала, что отца наградили посмертно.
– Каждое утро у нас начинается с вопроса Паши: «А когда батя вернется с работы?» – вздыхает Анна. – Сын не переживет потерю отца. Я консультировалась со многими психологами, и они в один голос сказали, что сообщить об этом Паше можно, только когда ему исполнится пять лет.
Анна взяла сына на открытие мемориальной доски в доме, где родился и жил Юрий. Паша с трепетом смотрел на табличку с фотографией отца. Маленький мальчик пока не знает, что живым героям такие таблички не устанавливают. А пока он гордится батей, который «очень много работает», и каждое утро ждет его возвращения домой.