Найти в Дзене
Андрей Сталк

Ать-два… и в дамки! (спектакль)

Урок политологии Благополучно почивший ныне советский жанр телеспектакль. Среднее между телефильмом и спектаклем. Очень дешево, очень сердито. Дающий гарантированный хлебушек с вологодским маслицем армаде артистов вторых – третьих категорий, которых не пристроили в эпизоды кинофильмов и дали перерыв в обойме театральных ролей ввиду обязательной ротации репертуара. Что-то поднялось над ватерлинией, вроде сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», что-то получило культовый статус, вроде «Хранителей» или «Сказочного путешествия мистера Бильбо Беггинса, хоббита» по Толкиену. Кое-что стало возможностью показать полуразрешенное, вроде, «Понедельник начинается в субботу». Но основная масса произведений была нехитрым ремесленничеством, поставленным на конвейер. Закрепленный режиссер, грошовые декорации, незатейливая игра команды, которая работала по принципу «ваяем здесь и сейчас да разбегаемся». Судя по имеющимся на видеохостингах записям, ведущую роль в производстве телеспектаклей играло Ленинградск
"Ать-два… и в дамки!", 1968., СССР
"Ать-два… и в дамки!", 1968., СССР

Урок политологии

Благополучно почивший ныне советский жанр телеспектакль. Среднее между телефильмом и спектаклем. Очень дешево, очень сердито. Дающий гарантированный хлебушек с вологодским маслицем армаде артистов вторых – третьих категорий, которых не пристроили в эпизоды кинофильмов и дали перерыв в обойме театральных ролей ввиду обязательной ротации репертуара. Что-то поднялось над ватерлинией, вроде сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», что-то получило культовый статус, вроде «Хранителей» или «Сказочного путешествия мистера Бильбо Беггинса, хоббита» по Толкиену. Кое-что стало возможностью показать полуразрешенное, вроде, «Понедельник начинается в субботу». Но основная масса произведений была нехитрым ремесленничеством, поставленным на конвейер. Закрепленный режиссер, грошовые декорации, незатейливая игра команды, которая работала по принципу «ваяем здесь и сейчас да разбегаемся».

Судя по имеющимся на видеохостингах записям, ведущую роль в производстве телеспектаклей играло Ленинградское ТВ, выпускающее продукцию для местных нужд. В 1968 году там вышел телеспектакль «Ать-два… и в дамки!» режиссера Дины Луковой, отштамповавшей за карьеру почти четыре десятка похожих работ, абсолютно забытых теперешним зрителем (разве что одну из версий пушкинской «Барышни-крестьянки» припомнят). Чуть больше часа эфира по политически правильному памфлету финского товарища Мартти Ларни, дежурно бичующего пороки капиталистического мира. Это сейчас неофиты с удивлением открывают двойное дно в сказках «Чиполлино» и «Незнайка на Луне». Тогда, в шаговой доступности от карибского кризиса, все эти предательства, продажность, преступления неправильной системы общества были настолько ясной каждому строителю социализма, что иначе быть просто не могло.

Поэтому и тогда было скучно, и сейчас малоинтересно. Министры полиции не расследуют криминал, а плетут интриги, соревнуясь с периодически свергаемыми президентами в присвоении народных ценностей. Миллиардеры, стриптизерши, гитлеровские усики и резко выброшенные в приветствии руки. Кстати, сейчас, на извращенном витке истории, когда по версии воюющих между собой стран, победивших фашизм, каждая из них истребляет носителей свастики, многое можно было бы принять за откровение или предсказание. Вырезай чуть ли не любой кусок и пости на ютуб или в тикток выкладывай, будет не хуже «Сокровищ затонувших кораблей» с подбитым судном с буквой Z на ржавом борту. Вот только, повторюсь, это обычное мировоззрение того времени, хочешь - возьми в библиотеке «Крокодил» или «Правду» и открой на странице международных событий.

Даже актеры замечательной советской школы положение не спасают. Владислав Стржельчик, Наталья Тенякова, Алексей Петренко, для исследователей - папа Михаила Боярского или Изиль Заблудовский. Они вместе с другими актерами просто отрабатывали не особо интересующий материал. Вот, если бы команду вывезли для съемок на финский пленэр или, на худой конец, в эстонские просторы, не сомневаюсь, картина бы сразу задышала полной грудью, а изображать Гамлетов и Паратовых в пыльной телестудии на фоне слегка задрапированного листа фанеры за ставку в пятерку сверху к окладу, энтузиазма не находилось. Энрико Вульвиус ругается с Лепусом Тимидусом, а состаренная Ламелла показывает коленку, намекая на что-то большее, не считая идеи загнивающего капитализма, это краткий синопсис произведения.

А из возможностей телевидения почему-то решили сделать акцент на исчезание-появление чего-нибудь в кадре. Ать – и нету человека, два – он снова в кадре, уж лучше съемка театральной постановки, там хотя бы зрители держат актеров в тонусе. Если вам интересно творчество Ларни или Луковой, то час пролетит не зря, а, в принципе, есть множество проектов и получше.

#Лукова #Стржельчик #Боярский #комедия #памфлет