Найти тему
МК в Питере

Рожать: за деньги или по ОМС

В Петербурге немало медицинских учреждений, предлагающих услу­ги по сопровождению беременности и комфортному разрешению от бремени. Цены стартуют от 100 тысяч руб­лей. С одной стороны, на такое событие можно и подкопить. А с другой, есть ли смысл? ОМС дает право будущей маме, прописанной в Петербурге, выбрать любой городской роддом. «МК в Питере» решил разобрать плюсы и минусы платных и бесплатных родов.

    Главное — чтобы малыш был здоров. Фото: Pexels
Главное — чтобы малыш был здоров. Фото: Pexels

«Хотела рожать платно, но передумала»

Алена Потапова изначально собиралась рожать в платной клинике. Основным «за» была возможность выбора «своего» врача, который будет вести беременность, а потом принимать роды. Женщина уже собиралась заключить договор, когда в женской консультации ей предложили посетить курсы для будущим мам. На занятиях речь зашла и о коммерческих услугах, предлагаемых роженицам. Специалист, которая вела курсы, рассказала, что раньше работала в коммерческом роддоме. Уверяла, что с точки зрения соблюдения медицинских методик разницы в том, где рожать, никакой. А вот врач, работая в бюджетном учреждении, получит другие, меньшие деньги. Хотя манипуляции во всех роддомах производят одинаковые. Рассказывала она и о том, что выбранный роженицей «платный» доктор, если роды начнутся неожиданно (раньше запланированного срока), может оказаться в отпуске или просто не успеть приехать.

Алена в итоге решила рожать по ОМС. Когда пришел день Х, она вызвала скорую. Бригада увезла пациентку в выбранный ею роддом. То, что происходило дальше, позволило Алене составить свой перечень плюсов и минусов родов по ОМС. По словам петербурженки, сотрудницы приемного отделения встретили ее не очень дружелюбно.

«Каждые минут пять меня скручивало от боли, тихо проживать эти моменты не получалось, я кричала. А в это время как раз документы заполняли. Сотрудницы на мои вопли кричали мне в ответ, чтобы замолчала», — вспоминает Алена.

В палате же женщина сразу получила поддержку от других беременных и, видимо, интернов. Ее подбадривали, держали за руку, рассказывали, как правильно дышать во время схваток. Это Алене, по ее словам, очень помогло. Врач оказалась приятной и очень внимательной.

«Я слышала, что в коммерческих клиниках пациентки обычно лежат в одиночной палате. В нашей, государственной, рожениц было трое. И это я лично считаю огромным плюсом. Мы помогали друг другу. Когда одна уходила мыться или спускалась к посетителю, другие присматривали за ребенком. Это были мои первые роды, и помощь других мам была мне просто необходима», — говорит Алена.

«Платно рожать решил супруг»

Елена Петровская по профессии перинатальный психолог — работает с девушками, которые ждут ребенка. Она спокойно относится к государственным медучреждениям, но супруг решил, что ребенок должен появиться на свет в частной клинике.

«Мой муж — работник медицинской сферы. Плюс его мама рожала второго ребенка в коммерческом роддоме, называла опыт благоприятным. Супруг решил, что я тоже должна такой испытать. Он хотел, чтобы все прошло максимально комфортно. Он мечтает о большой семье, и для него было важно, чтобы первые роды не отбили у меня желания рожать еще», — рассказывает Елена.

За присутствие папы при появлении малыша на свет и другие услуги пара отдала 136 тысяч руб­лей.

«У платных родов много плюсов, но и минусы есть. Первый — это, конечно, цена. Второе — волнение из-за того, что твой врач в день, когда ребенок решит появиться на свет, может быть, например, за городом. Роды — это непредсказуемое событие, а врачи тоже люди, они имеют право на выходные. Мне повезло: за пару дней до рождения малыша я почувствовала, что этот долгожданный момент приближается. Написала своему врачу и попросила далеко из города не уезжать», — делится Елена.

Пять дней до выписки Елена, супруг и их новорожденный малыш жили в большой палате с двуспальной кроватью. К плюсам платных услуг петербурженка относит и то, что во время беременности врач всегда был на связи, отвечал на все сообщения и всячески поддерживал.

«Как перинатальный психолог могу сказать, что чаще всего обеспеченные беременные сразу выбирают частные клиники. А те, которым приходится копить, как правило, негативно воспринимают идею платных родов и даже ругаются на женщин, которые тратят на это деньги. Но в глубине души большинство из них тоже очень хотели бы рожать в коммерческом роддоме», — рассказывает Елена.

Женщина считает, что копить на роды стоит. Заключение договора и передача денег происходит за месяц до события: если беременная передумает и решит рожать по ОМС, у нее будут накопленные средства, которые она сможет потратить на себя и ребенка.

«За роды можно получить налоговый вычет»

У Максима с супругой размышления о том, рожать по ОМС или по договору, были недолгими. Все решили две причины: возраст роженицы и достаточно тяжелая беременность. Договор оформили… на мужа.

«Услуги по платным родам входят в перечень тех, за которые положен налоговый вычет. Потраченная сумма указывается как затраты на медицинское обслуживание. В итоге нам вернули 13%», — объясняет Максим.

По словам мужчины, врач всегда была на связи с его супругой, отвечала на все возникающие вопросы. Что касается самих родов, пара выбрала самое, на их взгляд, необходимое — отдельный родильный зал и партнерские роды. Хотя, конечно, прейс­курант у коммерческих клиник разнообразен — можно заказать отдельную бригаду медсестер, выбрать акушерку, анестезиолога, VIP-палату и многое-­многое другое.

«Мы остановились на золотой середине. Супруга рожала в отдельном зале, но бригада медсестер, кроме основного врача, обслуживала всех рожавших женщин», — рассказывает Максим.

Во время родов он находился рядом с супругой практически все время — лишь в самый последний момент его попросили на несколько минут выйти.

«При мне перерезали пуповину. Мне предложили сделать это самому, но я решил доверить дело специалистам. Сына положили под специальную лампу. Врач его смотрела, попутно отвечая на мои вопросы. Меня, помню, волновало, что ребенок открыл только один глаз, но специалист успокоила, сообщив, что сын скоро и второй откроет. Так и произошло», — вспоминает Максим.

Он рассказывает, что в тот день у него была возможность прогуляться по клинике и он случайно зашел в общую родовую. В ней как раз рожали четыре пациентки. Царившая там обстановка мужчину, можно сказать, напугала. Он вспоминает, что, как только одна из женщин начинала кричать, остальные подхватывали.

«Думаю, что отдельный родильный зал помогает женщине чувствовать себя более спокойно: ее никто не отвлекает, не заводит. Психологически ей легче. Да и супруг рядом — всегда поддержит», — добавляет Максим.

«Нет гарантии, что все пройдет идеально»

Гинеколог Светлана Пшеченко более 20 лет проработала в государственном учреждении: принимала роды по ОМС, вела беременных, оказывала женщинам необходимую поддержку в такой деликатный период их жизни. Сейчас она работает в частной клинике, но особого смысла в платных родах не видит.

«Нет гарантии, что все будет идеально. Роды — очень непредсказуемый процесс. Бывает, все идет хорошо, а в последний момент случается то, чего ты совсем не ожидал. Это может произойти и в платной клинике, и в бесплатной», — рассказывает Светлана.

Да и врачи нередко совмещают работу в частных и государственных медучреждениях. И от величины оплаты стандарты медпомощи не меняются. Опять же, может случиться такое, что ребенок решил появиться на свет раньше, чем было спрогнозировано.

«Моя старшая дочь рожала по договоренности. Схватки начались ночью, когда приехала врач, которой заплатили, роды уже произошли. Их благополучно принял «бесплатный» доктор, — рассказывает Светлана — Да, есть частные родильные дома, услуги которых стоят немалых денег. Но договор с коммерческой клиникой не дает гарантий того, что не возникнут осложнения. Конечно, если у человека есть средства, почему бы не рожать в платном учреждении. Но я уверена, что и в обычных родильных домах работают прекрасные специалисты».

Платные роды — это про комфорт

Заведующий родовым отделением одного из петербургских роддомов врач — акушер-­гинеколог, к. м. н. Георгий Парцалис подтверждает: врачи и коммерческих, и государственных родильных домов придерживаются одинакового порядка оказания медицинской помощи. За тем, чтобы стандарты неукоснительно соблюдались, следят специалисты страховых компаний. Будущие родители, по сути, платят только за комфорт и вежливое обхождение. Специа­лист выделяет три момента, которые отличают платные роды от бесплатных.

Комфорт. «При всем уважении к нашему здравоохранению далеко не все роддома могут обеспечить высокий уровень комфорта. Платные роды — это отдельный родильный зал, выбор персонала, врача, акушерки. По ОМС — это всегда дежурная бригада, доктора, которые на смене. Конечно, в государственных роддомах работают специалисты высочайшего уровня, и я с гордостью могу сказать, что я 22 года проработал в государственном учреждении, но в частные сразу набирают специалистов только с большим опытом, регалиями, степенями. Пациент выбирает в том числе и это — подтвержденные знания и умения», — рассказывает Георгий Парцалис.

Выбор врача. По системе ОМС женщина не может выбрать конкретного специа­листа, который будет вести беременность и принимать роды. По мнению эксперта, пациентке комфортнее, если она заранее познакомится со специалистом, обсудит с ним все нюансы и пожелания, которым во время родов врач будет следовать.

«В системе ОМС у дежурных докторов помимо конкретной беременной есть еще 15–20 пациенток — об индивидуальном подходе к каждой, к сожалению, речь не всегда может идти. Да, конечно, доктора являются параллельно и психологами. Но в работе по ОМС у них зачастую нет достаточного времени, чтобы просто пообщаться с готовящейся стать мамой женщиной. На уровне техническом — все стандарты и протоколы выполняются, но на уровне эмоциональном, к сожалению, далеко не всегда», — отмечает специалист.

Питание. По словам нашего собеседника, в государственной системе здравоохранения на питание выделяется сумма, не совсем обеспечивающая полноценный рацион беременной женщины. В частном роддоме же могут предлагать даже шестиразовое питание по меню от шеф-повара.

Кстати, как сообщил Георгий Парцалис, за последние 30 лет в Петербурге закрыли больше роддомов, чем открыли. Конечно, есть учреждения, которые вновь отстроились, но в целом общее количество родильных домов уменьшилось. Это связано в том числе с общим снижением рождаемости в стране и в нашем городе. По данным Петростата, в январе — мае 2022 года в Петербурге родилось 20,3 тысячи детей, что на 707 меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Общий показатель рождаемости в городе снизился на 3,2%.