Найти тему
Шпионские страсти

Шпионаж с опорой на националистическое подполье.

1946-1968 годы

СССР

В Советском Союзе английская разведка сосредоточила основные усилия на подрывной работе с использованием националистического подполья в Прибалтийских республиках, в западных областях Украинской и Белорусской ССР. Она рассчитывала, что заброшенная ею агентура найдет опору в лице националистов и сможет организовать «движение сопротивления». Англичане надеялись, что с помощью националистического подполья они смогут дезорганизовать работу государственных органов и хозяйственное строительство в районах, где Советская власть была установлена лишь незадолго до нападения Германии на Советский Союз.

Поэтому, начиная с 1946 года, английская разведка в течение длительного времени вела тщательную подготовку к заброске в нашу страну хорошо обученных и экипированных агентов. Они не только должны были заниматься сбором разведывательной информации, но и создавать в Советском Союзе, в частности в Прибалтике и на Украине, подпольные боевые националистические группы для развертывания борьбы против Советской власти,

Учитывалось, что эти районы до восстановления в них Советской власти являлись важными опорными базами английской разведки в подрывной работе против Советского Союза.

Руководство подрывной работой на территории Прибалтийских республик осуществлял отдел «Норд» лондонского разведцентра. Длительное время им руководил полковник английской разведки Маккибин Александр Васильевич, 1891 года рождения, уроженец Ленинграда. После окончания Первой мировой войны Александр Маккибин возглавил лесоэкспортную фирму в Таллине, использовавшуюся английской разведкой в ее работе против СССР как прикрытие. В период Второй мировой войны Маккибин продолжал вести разведывательную работу в Прибалтике, действуя с территории Швеции. После ряда провалов Маккибин ушел в отставку. Его сменил опытный военный разведчик полковник Скотт, хорошо знающий русский и немецкий языки.

Отдел «Норд», действуя через своих резидентов в антисоветских организациях прибалтийских эмигрантов, подбирал и обучал агентуру, которая затем забрасывалась (обычно по морю) в советские прибалтийские республики.

Чтобы локализовать деятельность английской разведки, органы госбезопасности СССР организовали на территории Прибалтики несколько подставных подпольных националистических групп и вывели от их имени за кордон для подставы английской разведке ряд опытных агентов. На этой основе органы КГБ завязали оперативные игры с английской разведкой, продолжавшиеся в течение нескольких лет. Этими мероприятиями удалось на длительное время отвлечь значительные силы англичан, локализовать и обезвредить их активные действия и нанести английской разведке ощутимый удар.

Помимо использования агентов, завербованных за границей из числа старых эмигрантов и членов их семей, английская разведка развернула широкую вербовочную работу среди так называемых перемещенных лиц, в том числе немецких пособников, участников антисоветских воинских формирований («Русская освободительная армия», «национальные» легионы), а также среди советских граждан, изменивших Родине в послевоенный период.

Придерживаясь своей традиционной тактики работы «чужими руками» английская разведка вела работу по вербовке и заброске агентуры в Советский Союз под прикрытием зарубежных антисоветских организаций, созданных из выходцев из СССР. В первую очередь она стала использовать такие организации, как «Народно-трудовой союз», «Литовский союз сопротивления», «Комитет освобождения Латвии», «Эстонский национальный совет», «Закордонные части организации украинских националистов» и ряд других. Во главе этих организаций английская разведка поставила своих проверенных агентов, беспрекословно выполняющих ее волю.

Для вербовки и подготовки агентуры, предназначенной к засылке в Советский Союз, английская разведка создала несколько опорных пунктов в Англии, Западной Германии, Швеции, Бельгии и в Западном Берлине.

Непосредственно английская разведка с присущей ей осторожностью, как правило, вербовала только наиболее надежных участников зарубежных антисоветских организаций. Кандидатов же, требовавших изучения и проверки, привлекали по заданию англичан к разведывательной деятельности главари и активные участники указанных антисоветских организаций.

На территории Англии вербовкой и подготовкой агентов из числа участников антисоветских организаций для заброски в СССР примерно до 1956—1957 годов занимались резиденты английской разведки националисты: латыш Силорайс, литовец профессор Жакявичус и эстонец, бывший майор немецких войск СС Ребане; в Швеции — резиденты английской разведки: генерал бывшей латышской армии Тепферс и эстонец Вальдии; в Западной Германии — националисты: эстонец Якобсон, полковник бывшей латышской армии Осис, главари ОУН Бандера и Пидгайный; в Бельгии — белоэмигранты Орехов и Крылов, немецкий пособник Теслюк и некоторые другие.

Агенты, завербованные английскими разведывательными органами, проходили обучение в английских школах под руководством англичан, а привлеченные руководителями зарубежных антисоветских организаций — в специальных школах, созданных разведкой под прикрытием этих антисоветских организаций.

Агенты изучали радиодело, шифры, коды, тайнопись, способы изготовления документов, методы осуществления диверсий, технику прыжков с парашютом, способы преодоления водных рубежей на катерах, лодках и других переправочных средствах. Серьезное внимание уделялось стрелковой подготовке. Впоследствии агенты проходили индивидуальное обучение, во время которого с ними отрабатывались задания и способы их выполнения, легенды маршруты заброски, техника конспирации и маскировки, условия связи и т. д.

До 1953—1954 годов в школах и пунктах подготовки агенты обычно обучались группами численностью от 4 до 15 человек. В дальнейшем, учитывая провалы агентуры в СССР, английская разведка отказалась от метода группового обучения и перешла на индивидуальную подготовку агентов на конспиративных квартирах.

По окончании обучения агенты по нелегальным и легальным каналам засылались в Советский Союз и в другие социалистические страны (или на длительное оседание, или на сравнительно короткий срок).

Английская разведка, забрасывая свою агентуру в СССР, придавала большое значение обеспечению ее безопасности, особенно в первый период пребывания на советской территории, пока агенты приспосабливались к новым условиям и, пользуясь легендой, пытаются легализоваться. С этой целью английская разведка стремилась создавать в советских приграничных районах опорные пункты для укрытия своей агентуры. Некоторые арестованные агенты английской разведки на следствии показали, что они имели задание создать в СССР сеть конспиративных и явочных квартир для укрытия другой английской агентуры, подготовленной для заброски в Советский Союз.

А ведь знали англичане, что используют в своей работе нацистских военных преступников. Но "это другое".

(Источник: Маркелов, Ю. И. Смирнов, А. Н. Могучий, Е. Б. Песков)