Найти в Дзене
Ирина Райкова

Странное наказание : ,,мать наказывала его тем,что привязывала его тоненькой ниткой за ногу к кровати ,а сама уходила ,,

Странное наказание , не правда ли ? Нитка то - тоненькая ! И это тот же самый ,,Поединок ,, А.И. Куприна , о котором я писала в прошлой статье ,выявляя такие эпизоды ,которые могли бы быть предметом исследования глубинной психологии .

,,И маленький Ромашов сидел покорно целыми часами. В другое время он ни на секунду не задумался бы над тем, чтобы убежать из дому на весь день, хотя бы для этого пришлось спускаться по водосточному желобу из окна второго этажа. Он часто, ускользнув таким образом, увязывался на другой конец Москвы за военной музыкой или за похоронами, он отважно воровал у матери сахар, варенье и папиросы ,но нитка !- -нитка оказывала на него странное, гипнотизирующее действие. Он даже боялся натягивать ее немного посильнее, чтобы она как-нибудь не лопнула. Здесь был не страх наказания, и, конечно, не добросовестность, и не раскаяние, а именно гипноз, нечто вроде суеверного страха перед могущественными и непостижимыми действиями взрослых, нечто вроде почтительного ужаса дикаря перед магическим кругом шамана ,,

Тот факт ,что мальчика привязывала собственная мать ,если рассматривать это с точки зрения поиска глубинного смысла , напомнил мне что то из психоанализа Фрейда ...например, ,,эдипов комплекс ,,..однако , сравнив даты ,выяснилось, что ,,Поединок,, был опубликован в 1905 ,а понятие ,,эдипов комплекс ,,оформилось в 1910 г..так что не знаю ,какая может быть тут связь .. хотя, впрочем , это явление(ЭК) встречается в фундаментальном труде Фрейда ,,Толкование сновидений » уже в 1899 . И далее по сюжету ,Ромашов вспоминает эти эпизоды с кроватью и ниткой ,когда уже взрослым пытается определить границу между ,,Я,, и ,,Не-Я,,.

,, Я – это внутри, – думал Ромашов, – а все остальное – это постороннее, это – не Я. Вот эта комната, улица, деревья, небо, полковой командир, поручик Андрусевич, служба, знамя, солдаты – все это не Я. Нет, нет, это не Я. Вот мои руки и ноги, – Ромашов с удивлением посмотрел на свои руки, поднеся их близко к лицу и точно впервые разглядывая их, – нет, это все – не Я. А вот ущипну себя за руку... да, вот так... это Я. Я вижу руку, подымаю ее кверху – это Я. То, что я теперь думаю, это тоже Я. И если я захочу пойти, это Я. И вот я остановился – это Я ,,

Перечитала я этот эпизод и вдруг подумалось ,что есть в этом что то знакомое , и внезапно пришло озарение :,, Да это так похоже на элементы техники осознания себя во сне !

,, Ромашов с удивлением посмотрел на свои руки, поднеся их близко к лицу и точно впервые разглядывая ,,

и тут вдруг снова ( о подобном я писала в предыдущей статье) возникла странная синхронизация с Кастанедой , которого Дон Хуан ,обучая настраивать сновидения ,учил :

,,Ты должен начать с того, чтобы делать что-либо очень простое, -сказал он. - сегодня в своих снах ты должен смотреть на руки " (,,Путешествие в Икстлан ,,)

... тут в голове должно щёлкнуть, что это сон .

А вот это вообще потрясающе в плане параллелей..слова Дон Хуана :

" Я хочу напомнить тебе все приемы, которые ты должен практиковать. Сначала фокусируешь взгляд на руках. Это – отправная точка. Затем начинаешь переводить взгляд на другие объекты, на очень короткое время фиксируя его на них. Постарайся бросить такой короткий взгляд на максимальное количество объектов. ,,

Ромашов у Куприна то разглядывает свои руки ,то переключает внимание на другое : "Вот эта комната ,улица ,деревья ,дом ...,, Делает от это он, уже не будучи привязанным той тонкой ,но реальной ниткой к кровати ,оборвать которую не позволяла некая гипнотическая сила . Нитки уже нет ,но удерживающая сила осталась :

,,вот я теперь сижу, как школьник, как мальчик, привязанный за ногу, – думал Ромашов, слоняясь по комнате. – Дверь открыта, мне хочется идти, куда хочу, делать, что хочу, говорить, смеяться, – а я сижу на нитке ,,

Но что тогда может олицетворять эта нитка в контексте таких параллелей ? Может неосознанность ? Вот так порой при чтении известных произведений , возникают странные взаимосвязи с эзотерикой и глубинной психологией ..А может просто есть некое универсальное знание о том , как всё устроено ,которое может приобретать разные формы, содержаться во внутреннем смысле всех глубоких произведений ?