Алматинские деятели культуры бьют тревогу из-за приватизации мастерских, принадлежащих Союзу художников РК. По их словам, пока одни художники остаются голодными, руководитель объединения самовольно распоряжается имуществом из общего кармана. О том, какая некрасивая картина сложилась в старейшей творческой организации страны, рассказывает редакция Orda.kz.
Члены Союза художников Казахстана уже несколько лет судятся друг с другом. Группа художников, включая членов правления, обвиняет председателя Умирбека Жубаниязова и главного бухгалтера Раису Мухамедзянову в тратах без согласования секретариата объединения.
Больше всего их беспокоит судьба помещений Союза, которых и так со времён распада СССР становится всё меньше. Теперь, по словам художников, под угрозой приватизации и продажи оказались мастерские и бывший производственный цех в Алматы. Председатель секции скульптуры Союза Марат Амирханов рассказал журналистке Orda.kz, что происходит внутри организации.
Союз нерушимый
Союз художников Казахстана – это крупное общественное объединение, в состав которого входят около 1200 профессиональных художников. Союз существует с 1933 года и за это время пережил как свой расцвет, так и трудные времена.
Марат Амирханов рассказал, как при советском режиме государство поддерживало творчество.
«Тогда члены Союза художников могли зарабатывать до 12 000 рублей в год, члены Молодёжного объединения зарабатывали порядка 6000 рублей в год. Все получали около 100 рублей, а человек в 23 года зарабатывал в пять раз больше инженера. Сейчас такого нет. Пенсии у наших художников по 60 000 тенге. А молодые теперь вообще не при делах», – отметил он.
Распад СССР деятели искусства пережили, заплатив большую цену:
«Союз художников – первая творческая организация в стране. До самого конца СССР она была очень успешной и владела многими объектами недвижимости. После развала художники не научились зарабатывать и решили распродавать здания», – рассказал скульптор.
А это фотографии бывших владений художников, которыми Марат поделился с редакцией:
За последние 15-20 лет мастера продали десятки объектов, в том числе выставочные залы, зоны отдыха, собственный парк спецтехники и другую недвижимость. Совсем беспрецедентной стала продажа объекта на пересечении улицы Айтеке би и проспекта Назарбаева в Алматы. Здание, где находились художественный фонд, мастерские и администрация Союза художников РК, за один день сменило четырёх хозяев. Сейчас там располагается элитный ЖК «Dialin».
«Представляете, за один рабочий день поменялось четыре владельца. Вернуть его уже невозможно, так как если первый купил незаконно, то последующие уже всё оформили как надо», – вспоминает Амирханов.
Теперь, по его словам, к продаже и приватизации готовится часть территории на Рыскулова, 48а, а также мастерские по адресу: Кожамкулова, 147 в Алматы.
Стоит отметить, что распри за имущество Союза художников начались задолго до нынешнего председателя. Так, например, в 2009 году в газете «Время» вышла статья о скандале по поводу продажи 52 соток земли и нескольких зданий СХ РК в Шымкенте.
Сам Умирбек Жубаниязов – не первый руководитель, против которого выступают члены объединения. В прошлом Еркина Мергенова, занимавшего пост целых 16 лет, также обвиняли в использовании власти для личного обогащения. А история, как известно, имеет свойство повторяться.
Мёртвые души и ревизоры
В 2020 году художники, многие из которых входят в состав правления Союза, встали в оппозицию действующему председателю Умирбеку Жубаниязову. Группа из 13 человек обратилась в контрольно-ревизионную комиссию объединения, заподозрив Жубаниязова и главного бухгалтера в недостаче денежных средств.
«В ходе проверки оказалось, что в Союзе есть мёртвые души. На тот момент зарплату получали 15 работников, а по документам их было 20. Также мы узнали, что у нас есть программист, а ведь мы ничего не программируем. Он получает зарплату и каждый месяц дополнительно оказывает платную услугу в виде переустановки 1С бухгалтерии», – рассказал Марат.
Выяснилось, что уборщица в алматинском офисе администрации СХ РК на Панфилова получает две зарплаты. А в здании на Рыскулова, где по словам Амирханова, нет воды и каких-либо условий, трудятся уборщицы, а также сантехник и электрик в лице одного человека. Кроме того, вышеупомянутый программист – родной сын начальницы отдела кадров Алии Жумагалиевой.
После пытливые мастера вместе с главой ревизоров Ахметжаном Ахатбакиевым нашли расхождения в бухгалтерском отчёте. Согласно документу, Союз художников Казахстана сдаёт в аренду помещения 21 организации. Доходы с арендных платежей с вычетом налогов и коммунальных услуг в период с апреля 2018 по сентябрь 2019 года составили 27 миллионов тенге. А по подсчётам художников – 33 876 000 тенге. Выявив эти факты, инициативная группа создала комиссию по устранению нарушений, пояснил Марат Амирханов.
Всего у комиссии на руках были данные о 47 нарушениях, которые требовали ответов Жубаниязова. Причём затрагивались не только денежные недочёты, но и такие вопросы: почему на госстипендии выдвигаются только ученики председателя, а также почему его заместитель обладает эксклюзивным договором пользования мастерской? Но обо всём по порядку.
«Председатель даже 5 тенге не может тратить по своему усмотрению»
В секретариате Союза художников Казахстана объяснили, почему Жубаниязов не имеет права самовольно распоряжаться финансами объединения.
«В уставе организации написано: каждая финансовая операция проводится только с письменного согласия секретариата и контрольно-ревизионной комиссии. Если они не дают добро, то он не имеет права покупать даже туалетную бумагу, не может тратить даже 5 тенге по своему усмотрению, понимаете?» – пояснили в секретариате СХ РК.
Согласно документу, все вопросы о земле, недвижимости, кредитах или аренде председатель решает только с согласия пленума правления, а имущественные – на съезде художников.
«Союз является собственником всего имущества, находящегося или законно поступившего к нему на баланс и необходимого для материального обеспечения деятельности, предусмотренной уставом. Имущество и средства союза используются для уставных целей и охраняются законодательством РК», – говорится в документе.
Кроме того, председатель не может единолично присуждать медали творцам. В статусе о медали СХ РК сказано, что такое решение принимается секретариатом и фиксируется протоколом.
Однако, как говорят члены секретариата, для действующего главы союза Умирбека Жубаниязова законы не писаны. Например, по словам деятелей искусства, в январе и марте 2020 года он наградил медалью за вклад в искусство одного и того же человека.
Художники считают, что Жубаниязов якобы набирает себе сторонников, вручая налево и направо медали и грамоты. Поэтому, по их мнению, на съездах его поддерживает большинство желающих получить награды.
Интересная ситуация сложилась и вокруг заместителя председателя. Марат Амирханов, который тоже входит в секретариат Союза, отметил, что Умирбек Жубаниязов и его заместитель Бахытжан Касымбеков приходятся друг другу не только коллегами, но и давними приятелями. Есть ли какая-то связь между их дружбой и эксклюзивным договором Касымбекова на пользование мастерской? Мастера кисти думают, что есть.
В 2018 году зампредседателя подал заявление в Союз о предоставлении ему мастерской по адресу: Айтеке би, 63 в Алматы. Он предложил за счёт собственных средств реконструировать помещение, привести его в нормальный вид и использовать как галерею. Члены правления проголосовали за инициативу, но обязали Касымбекова согласовывать все вопросы по улучшению места.
Однако уже в 2019 году Бахытжан Касымбеков подписывает договор об аренде с ТОО «Quraq Korpe» и начинает сдавать помещение под торговую площадь за 195 000 тенге ежемесячно. Хотя, как утверждают художники, до этого само объединение сдавало объект за 20 000 тенге в месяц.
«Quraq Qorpe – это производственно-торговая компания, которая создаёт современную дизайнерскую одежду и текстиль в этностиле», – указано в приложении 2gis и на странице компании в Instagram.
Предприятие можно как-то и связано с искусством, однако его точно нельзя назвать художественной галереей. И это ещё один пример нарушений в работе Жубаниязова, говорят в секретариате.
Как проходили судебные тяжбы? Читаем и разбираем вместе с Orda.kz: